2022 -2023 учебный год

Домашнее задание на 14.04.2023г.

Домашнее задание на 17.04.2023г.

Домашнее задание на 18.04.2023г.


Причастие


Суффиксы причастий

Время

Действительные причастия

Примеры

Страдательные причастия

Примеры

Настоящее время

Основа наст. вр. + суффикс:

Основа наст. вр. + суффикс:

-ущ- (-ющ-) – I спр.

Решающий

-ом- (-ем-) – I спр.

Решаемый

-ащ- (-ящ-) – II спр.

Строящий

-им- – II спр.

Строимый

Прошедшее время

Основа инфинитива + суффикс:

Основа инфинитива + суффикс:

-ш-

Нёсший

-нн- (-н-)

Прочитанный

-вш-

Решавший

-енн- (-ен-) – от глаголов на -и(ть) – II спр.

Построенный

 

 

-т-

Взятый


Готовимся к Всероссийской проверочной работе

Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом.

Выполнение задания 1 оценивается по трем критериям: от 0 до 9 баллов.

Ответ на задание 2 оценивается от 0 до 12 баллов.

Ответ на каждое из заданий 10, 12 оценивается от 0 до 1 балла.

Ответ на каждое из заданий 3−7, 9, 13, 14 оценивается от 0 до 2 баллов.  Ответ на задание 8 оценивается от 0 до 3 баллов.

Правильно выполненная работа оценивается 47 баллами.

 

Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале

 

Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Первичные баллы

0–21

22–31

32-41

42-47

 

На выполнение проверочной работы по русскому языку дается 90 минут.

 


Союз

Написание союзов ЧТОБЫ, ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЗАТО и омонимичных сочетаний слов.

 

 

СОЮЗЫ

МЕСТОИМЕНИЯ (НАРЕЧИЯ) с ЧАСТИЦАМИ

ЧТОБЫ - соединяет части в составе спп, не является членом предложения.

      ЧТОБЫ= ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ

 Приехал, чтобы сдать экзамены.

Он пришел чтобы, (= для того чтобы) поздравить друга.

ЧТО БЫ - мест, с частицей; подлежащее, дополнение или сказуемое.

ЧТО БЫ нам предпринять? (БЫ можно изъять или переставить)

Что бы вы не говорили, мы не будем смеяться.

Что вы не говорили бы, мы не будем смеяться.

ТОЖЕ = И= ТАКЖЕ

Все решили остаться.

Я тоже остался (= и я остался).

ТО ЖЕ ( = ТО ЖЕ САМОЕ = ЭТО ЖЕ) - указ. мест, с част; подлежащее, определение.

Пишет он то (это) же, что и в прошлый раз.

(ЖЕ можно изъять)

ТАКЖЕ = И= ТОЖЕ

Все решили остаться. Я также остался (= и я остался).

ТАК ЖЕ - наречие с част.; обстоятельство образа действия.

Сделай так же, как в прошлый раз. (КАК?)

ЗАТО =НО

Обязательно ставлю зпт, как перед но. Встретиться не удалось, зато (= но) переписка шла интенсивная.

ЗА ТО (=ЗА ЭТО - ЗА КАКОЕ) - предлог с указ. мест.

 За то время, что я отсутствовал, многое изменилось. (ЗА КАКОЕ?)

 

 


Предлог


 Правописание производных предлогов

 

Слитно

Раздельно

Через дефис

Несмотря на(погоду)
Невзирая на (лица)
Вместо (друга)
Вроде (тебя)
Вследствие (аварии)
Навстречу (гостям)
Наподобие 
(шара)
Насчет (изложения)
Сверх (ожидания)
Ввиду (отъезда)
(но: иметь в виду)

В течение (года)
В заключение (доклада)
В продолжение (часа)
В отличие 
(от других)
В виде (полукруга)
В связи (с трудностями)
За счет (своего времени)
В целях (получения прибыли)
В силу (сложностей)
В отношении (отъезда)
Под видом 
(услуги)
В соответствии (с законом)

Из-за (дождей)
Из-под (земли)
По-над (речкой)

Отличие предлогов от других частей речи

 

Предлоги

Омонимичные части речи

Вроде = сходство, похожий

 На столе стоял сосуд вроде колбы.

В роде (грамм. категория)

 Допущена ошибка в роде и падеже существительного.

 В роде (родственное древо)

 В роде Годуновых были цари.

Вместо = взамен

 Вместо меня в театр пошла сестра.

В место (территория)

 В место, отмеченное на карте, добраться было нелегко.

Ввиду = из-за

 Ввиду плохой погоды поход отменили.

В виду = рядом, в пределах видимости

 В виду города неприятель остановился.

Запомнить устойчивое сочетание            ИМЕТЬ В ВИДУ

Насчёт = О

 Мы долго говорили насчёт его новой работы.

На счёт (в банке)

 Средства были переведены на счёт детского дома.

Навстречу = движение к говорящему, приближение

 Навстречу нам двигалась колонна танков.

Навстречу – наречие

 Они мчались навстречу.

 На встречу = собрание, свидание, встреча с кем-то

 Ребята пришли на встречу с ветеранами.

Наподобие = похожий

 Эта задача наподобие предыдущей.

На подобие

(математическое понятие тождества)

 Мы решали задачи на подобие треугольников.

Вследствие = из-за

 Вследствие дождей виды на урожай были плохими.

В.п.- в следствие (юридическое понятие - расследование)

П.п. – в следствии

 В следствиЕ закралась ошибка.

В следствиИ была допущена ошибка.

Не путать с наречием ВПОСЛЕДСТВИИ = потом

Впоследствии он не раз вспоминал о школе.

Вслед = в спину удаляющемуся предмету или человеку

 Он с тоской смотрел вслед поезду.

В след = отпечаток ноги, руки, лапы и т.д.

 В след, оставленный под окном, налилась вода.

Несмотря на (какое-то обстоятельство) =

вопреки этому обстоятельству

 Несмотря на плохую погоду, мы продолжили путешествие.

Не смотря на (какой-то предмет) = не глядя на этот предмет и не видя его

 Не смотря под ноги, он мчался по улице.

В течение (какого-то срока) = за (какой-то срок)

 В течение недели шли дожди.

В течениЕ (водный поток,

В течениИ течение болезни)

 Перелом в течении болезни.

В течении реки был крутой изгиб.

В течение ручья вливались потоки от таяния снега.

В продолжение (какого-то срока) = за какой-то срок)

 В продолжение месяца были проведены олимпиады по всем предметам.

В продолжениЕ (продление, новая

В продолжениИ часть чего-либо)

 В продолжение сериала были внесены изменения.

В продолжении повести было много неожиданного.

Они вошли в продолжение шахты.

В продолжении шахты было очень сыро.

В заключение (в конце)

 В заключение доклада он сделал выводы.

В заключение (тюрьма, ссылка; вывод

В заключении специалистов)

 Он попал в заключение весной.

Он находился в заключении два года.

В заключении суда было 7 параграфов.

Посередине = посреди

 Посередине площади была большая клумба.

По середине (по центральной линии)

 По середине реки плыл пароход.


Наречие

Разряды наречий по значению

Разряд

Вопросы

Примеры

наречия образа и способа действия

как? каким образом?

хорошо, плохо, быстро, медленно, громко, тихо, отлично, блестяще, замечательно, иронически, наскоро, напряженно, вплотную, верхом, вереницей, лежа, вброд, вплавь, вручную, вслух, басом, шепотом, втихомолку, вразвалку, наизнанку, по-летнему, по-утреннему, по-девичьи, по-русски, весело, безобразно, грустно, красиво, мелодично, медленно, так.

меры и степени

в какой мере? в какой степени? насколько? сколько?

много, мало, приблизительно, почти, дважды, трижды, вдвое, впятеро, надвое, втройне, чуть-чуть, весьма, совершенно, крайне, чрезмерно, вдоволь, досыта; очень, слишком, много, гораздо, абсолютно, совершенно, чересчур, крайне, необычно, весьма, совсем, настолько, вдвое, едва, едва-едва, еле-еле, немного, несколько, капельку (разг.), крошечку (разг.)

места

где? куда? откуда?

где, здесь, там, везде, внизу, нигде, вдалеке, кое-

где, куда, туда, сюда, влево, вниз, куда-то, откуда, издалека, изнутри, оттуда, около, далеко, поблизости, рядом, спереди, дома, лесом, дорогой, вокруг, сверху, издали, тут, всюду, никуда, отсюда

времени

когда? как долго? с каких пор? до каких пор?

когда, прежде, теперь, сперва, завтра, повседневно, ежедневно, годами, исстари, задолго, вскоре, сначала, потом, вчера, днем, ночью, утром, вечером, зимой, весной, давно, скоро, раньше, накануне, вовремя, всегда, иногда, сейчас, сегодня, тотчас, издавна, сперва, уже

цели

зачем? для чего? с какой целью?

зачем, затем, назло, нарочно, на смех, умышленно, напоказ, назло, взаем, взаймы, зазря, в отместку, в насмешку, в шутку

причины

почему? отчего?

сгоряча, поневоле, спросонья, со зла, оттого, поэтому, потому, неспроста, сослепу, волей-неволей, случайно, спроста, невзначай, нечаянно, понаслышке, сдуру, сглупу, спросонок, сгоряча

Различия между словами состояния и наречиями:

 

Наречие

Слово категории состояния

Зависит от глагола.
Он хорошо читает (зависит от глагола читает).

Независимое слово.
Ему хорошо.

Обозначает признак действия

Обозначает состояние природы или живых существ

Задается вопрос обстоятельства.
Он читает (как?) хорошо.

Задается вопрос краткого прилагательного.
Ему (каково?) хорошо.

В предложении является обстоятельством.

В предложении является сказуемым.

Степени сравнения наречий

 

Форма

Степень сравнения

Простая

(образуется с помощью

суффиксов)

Составная

(образуется с помощью специальных слов)

Сравнительная

ЕЕ (ЕЙ), Е, ШЕ

сильнее, умней, жарче, дольше, лучше, хуже

БОЛЕЕ/МЕНЕЕ + нар. в н. ф.

более высоко, менее быстро, более неожиданно

Превосходная

АЙШЕ, ЕЙШЕ

(употребляется редко)

покорнейше, глубочайше, нижайше, строжайше

1)НАИБОЛЕЕ/НАИМЕНЕЕ + нар. в н.ф.

2)нар. в прост. сравнит. + ВСЕГО/ВСЕХ

наиболее интересно, наименее весело, красивее всего, тише всех, лучше всех


Деепричастие


Словарные диктанты

№1  Не_годуя на ненастье, не_смыкая глаз, не_растеряв друзей, не_ мечтая о будущем, не_дождавшись звонка, не_взлюбив щенка, шёл не_ оглядываясь, вышла замуж не_любя, не_вмешиваясь в события, не_пользуясь успехом, не_щадя сил.

 №2  Не_давая опомниться, не_уронив своего достоинства, не_скрывая истинных причин, не_давая обещаний, не_навидя трусость, не_глядя по сторонам, работает не_торопясь, не_покладая рук, не_доиграв партии, смотрел не_доумевая, совсем не_растерявшись.


Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных

Причастие

Отглагольное прилагательное

НН

Н

1. Причастие образовано от глагола совершенного вида:

решить – решённый.

Исключение: раненый

1. Слово образовано от глагола несовершенного вида:

варить – варёный, печь – печёный, кипятить – кипячёный, сушить – сушёный, солить – солёный, топить – топлёный, красить – крашеный, золотить – золоченый, маслить – масленый.

2.Причастие имеет приставку (кроме НЕ): 

 

сваренная рыба, вспаханное поле.

2.  Прилагательные образованы от глагола без приставки или с приставкой НЕ: незваный, непрошеный.

ИСКЛЮЧЕНИЯ

Названый (брат),  посажёный (отец), смышлёный (мальчик), прощёное (воскресенье) + приданое (невесты).

Невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, желанный, виденный и др.

3. Причастие имеет зависимые от него слова, т.е. образует причастный оборот:

варенный утром суп, жаренная в масле рыба.

3. Прилагательное употребляется без зависимых слов:

вареный суп, жареная рыба.

4. Причастие образовано от глаголов с суффиксами  -ова-, -ева- (-ирова-):

рискованный шаг, балованный ребёнок, асфальтированное шоссе.

Исключение: кованый, жёваный.

 

Если слово не имеет ни одного из перечисленный признаков, оно пишется  с одним Н и является прилагательным             (см. вторую колонку)

 

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями

Домашнее задание к 28.01.2020г.

Спишите, раскрывая скобки,
1.   (Не)навис(?)ный, (не)уклюжий, (не)нас(?)ный, (не)навид..щий,
(не)годующий, (не)брежность, (не)лепость, (не)правильный,
 (не)греющее солнце, (не)прекращающийся дождь, (не)замерзшая река, (не)крашеные скамейки, (не)покрытая голова, (не)проснувшийся город.
2.   (Не)верное предпол..жение, (не)умелая попы..ка, (не)высокое
мнение, (не)замеч..нная оплошность, (не)ра..говорчивый сосед.
3.   План (не)продуман. Ошибка (не)исправл..на. Пример (не)при-
ведён. Обещание (не)выполн..но. Ра..сказ (не)оконч..н.
4.   Ветер ворвался через (не)закрытое окно. На столе стоял (нетро-
нутый завтр..к. Телефон до сих пор (не)отремонтиров..н.

5. (Не)исследова…ая, а дикая тайга; (не)замерзшая, а по-прежнему бегущая реч…нка; (не)проторе…ая, а едва заметная тропинка.


Частицы

                        Разряды частиц

 

ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ служат для выражения вопроса

Неужели, ужели, ужель, разве, ли, ль, что ли

Неужели вы ушли? Ужели близок час свиданья? Ужель та самая Татьяна?.. Разве ты болен? Не закрыть ли окно? Ты ль вчера приходил? Пойдём, что ли?

ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ служат для выражения эмоций

Что за, как, вот так, вот и, уж и, ишь как, ишь какой, ну, ну и, просто

Что за прелесть, эти сказки! Как красиво кругом! Вот так чудеса! Вот и верь им! Уж и молодец! Ишь как раскричался! Ишь какой смелый! Ну красота, так красота! Ну и денёк! Просто прелесть!  

УКАЗАТЕЛЬНЫЕ служат для указания на предметы, явления, события

Вот, вот и, вон, это

Вот рощица, вот тропинка. Вот и конец. Вон лежит книга. Это стол накрыли к обеду.

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ служат для выражения отрицания

Не, отнюдь не, вовсе не, далеко не, ни, нет, никак нет

Не могу спать. Отнюдь не жаркий день. Вовсе не ты виноват. Далеко не бедный человек. Ни с места! Нет, не уходите! - Готов? - Никак нет.

УСИЛИТЕЛЬНЫЕ служат для усиления отдельных слов

Ведь, даже, и, же, уж, ох уж, всё-таки, а  всё ж таки, всё, ни, да и

Ведь я говорил вам. Даже ты против. Она и не думала уходить. Чем же заняться? Уж вы знаете. Ох уж этот Федя. Он мне всё-таки друг. А всё ж таки она вертится! Она всё вяжет и вяжет. Ни слова не сказал. Да и мы пойдём домой.

УТОЧНЯЮЩИЕ служат для уточнения смысла отдельного слова

Именно, как раз, ровно, точно, прямо, приблизительно, чуть не, совсем

Именно она готова идти за тобой. Как раз сегодня ты очень нужен. Я жду тебя ровно в пять. Ты точно как дедушка. Он прямо смеётся в глаза. Приблизительно в апреле начнём подготовку к выпускному. Я чуть не потеряла деньги. Он совсем замёрз.

ВЫДЕЛИТЕЛЬНЫЕ служат для выделения и ограничения слов

Только, лишь, только лишь, один лишь, всего лишь, разве что, исключительно, почти, -то, хоть, хотя бы

Только во время работы я отдыхаю. Лишь он может помочь. Мы были там только лишь раз. Один лишь я остался. Всего лишь раз сады цветут. Я не буду ужинать, разве что чаю попью. Доверяли почту исключительно ему. Почти всё готово. Только Он-то не знал. Хоть воды напиться. Хотя бы раз ты прислушался к советам старших.

СО ЗНАЧЕНИЕМ СОМНЕНИЯ служат для выражения сомнения

Едва ли, вряд ли, как бы, вроде, разве что, вишь

Едва ли теперь найдёшь грибы. Вряд ли мы сможем здесь пройти. Как бы чего не вышло. Она вроде обещала приехать. Разве что борща сварить. Вишь, что выдумал.

СРАВНИТЕЛЬНЫЕ

Будто, будто бы, словно

Будто я один виноват! Где-то будто бы слышны раскаты грома. Волны на Байкале словно на море.

УТВЕРДИТЕЛЬНЫЕ

Да, так, ладно, хорошо, так точно, вот именно, а как же, определённо

Да, нехорошо получилось. Так, допустим. - Сделаешь? - Хорошо. - Выполняйте приказ! - Так точно! - Мы согласны с вами. - Вот именно. - Свет выключен? - А как же! - Вы готовы? - Определённо.

СО ЗНАЧЕНИЕМ ЧУЖОЙ РЕЧИ

Якобы, мол, дескать, -де

Отец говорит, что якобы я его обидел. Ты, мол, не хотел. Объясняла, что, дескать, я не такой, как они. Смеялись, что вот-де шалопутный, а туда же лезет!

ФОРМООБРАЗУЮЩИЕ

бы, б (для образования условного наклонения);

пусть, пускай, да, давай. -ка (для образования повелительного наклонения);


бывало, было
(для образования особых форм прошедшего времени)

Почитал бы ты книгу.


Пусть он расскажет. Давай, мол, дождусь утра. Да здравствует утро! Пускай дежурные вытрут доску. Осёл увидел Соловья и говорит ему: «Послушай-ка, дружище!...».

Сидишь, бывало, и думаешь. Пошел, было, но вернулся.

 




Домашнее задание  на 21.11.2019г.

Тихо. Между деревьями син..м столбом подымается прямой дым. Тепло, светло и так пр..екрасно, спокойно, как (не) бывает весной.

А воробьи, живущие под окном, под наличниками, ведут себя оживленно по-весеннему, и у одного в носу был даже пух для гнезда.

Нашли (же) они себе место: им хорошо, и нам не мешают! Да, вот именно такое утро сегодня, как будто каждое существо на земле нашло свое место, и н..кто н…кому не мешает: вот истинный образ мира во всем мире. (М. Пришвин)

1. Прочитайте текст. Что вы знаете об авторе текста?

2. Определите тему и основную мысль текста.

3. Озаглавьте текст.

4. Каков стиль текста? Определите тип текста.

5. Есть ли в тексте слова категории состояния? Какова их роль в тексте? Назовите смысловые группы слов категории состояния, которые встретились вам в тексте.

6. Спишите, вставляя пропущенные буквы и объясняя орфограммы.

Домашнее задание на 14.11.2019г.

Задание. Спишете текст, вставляя пропущенные буквы.

Д_вным-д_вно части речи р_шили нав_сти порядок в своих г_р_дах и пр_гл_сили на помощ_ мудрую в_лшебницу М_рфологию. Чтобы р_бята не путали их, М_рфология пр_дл_жила каждой части речи выбрать в_просы, которые более всего ей подход_т. Сущ_ствительное сразу выбрало самые к_роткие в_просы кто? и что? Прилагательное вежл_во п_пр_сило в_просы какой? и чей?, гл_гол – что делать? и что сделать? Каждая часть речи радос_но н_сла д_мой свои в_просы, кр_сиво п_сала их на св_ем д_мике, зн_комила с ними всех, кого встр_чала. Н_речие же поздно спохватилось и, запых_вшись, пр_бежало п_следним. Оно жадно переб_рало в_просы как?, когда?, где?, зачем? и другие и, как ни ст_ралось, не м_гло выбрать самый по_ходящий. Тогда М_рфология о_дала ему все в_просы, которые еще остались. Вот и расплач_вается теперь Н_речие за оп_здание и жадность.



Домашнее задание на 2.10.2019г.

Перепишите. Подчеркните чередующиеся гласные одной чёрточкой, суффикс –а- обозначьте.

Уб..раю комнату — уб..ру комнату, отп..рать замок — отп..реть замок, зам..реть от восторга — зам..рать от восторга, раст..реть сахар в ступке — раст..рать сахар в ступке, уд..рает без оглядки — уд..рёт без оглядки, разж..гать костёр — разж..чь костёр, выч..тать одно число из другого — выч..сть одно число из другого, пожать руки — пож..мать руки, прокл..нать кого-нибудь — проклясть кого-нибудь, занять позицию — зан..мать позицию.

Сл…жение, выр…стить, подр…сли, возл…гать, выр…щенный, отр…сль, р…сток, р…стение, г…рит, соприк..саются, уб…рала, заст..лает, выб..рать, з..рница, выг..ревшей, тв..ренье, пл..вущая, пл..вать, утв…рь, ск..чок, приск…кать, вым…кнуть, обм…кнуть, р…вняйсь, ум…рает, заг…релый.


 Домашнее задание на 30.09.2019г.

Выпишите слова с пропущенными буквами. Обозначьте условия выбора орфограммы – гласной в корне.

1.   Лестница ок_залась новой, прочно сбитой и нескр_пела. Он взялся за верхнюю ступень, осторожно подт_нулся и загл_нул в дверной проем. 2. Утро зан_малось над поселком, роса бл_стела, картошка цвела, и лес на склоне был тихий, чуть подсвеченный заревом из-за хребта. 3. П_тно света от лазерного луча лежало на самом верхнем г_ризонте туч и м_няло к_нф_гурацию. 4. На б_рдовой _тласной др_пировке стен в дорогих рамах в_сели картины. 5. День выд_лся солнечный, теплый, вокруг п_стрела листьями наб_рающая силу осень. П_йзаж в этом месте м_нялся в зависимости от осв_щения. 7. Но в_сящее перед ним полотно потр_саловообр_жение размерами и каким-то ж_стким излучением тревоги. 8. Он вышел в полном см_тении.

                                                                                (С.Алексеев)


Домашнее задание на 18.09.2019г.

Спишите, вставляя пропущенные буквы, расставляя знаки препинания, графически объясните выбор букв и знаков препинания.

1.      Такими сл…вами встретил старый Бульба двух сыновей св…их учивш…хся в киевской бурсе и пр…ехавш…х уже на дом к отцу.

2.      У них были только дли…ые чубы, за которые мог выдрать их всякий козак н…сивший оружие.

3.      Бедная старушка пр…выкшая уже к таким поступкам своего мужа печ…льно гл…дела сидя на лавке.

4.      Он любил простую жизнь козаков и пере(с,сс)орился с теми из своих т…варищей, которые были наклонны к варшавской ст…роне н…зывая их холоп…ями польских панов.

5.      Она пр…никла к изг…ловью д…рогих сыновей своих л…жавших рядом…

6.      Мес…ц с вышины неба давно уже оз…рял весь двор наполне…ый спящими густую кучу верб и высокий бур…ян, в котором потонул ч…ст…кол окружавший двор.

7.      Уже кони чуя ра(с,сс)вет все пол…гли на траву и перестали есть; верхние лист…я верб начали л…петать и мало-помалу лепеч…щая струя спустилась по ним до самого низу.

8.      Бедная ст…рушка лишё…ая последней надежды уныло поплелась в хату.



на 7.03.2019г.

Спишите примеры, раскройте скобки и напишите частицы слитно или отдельно. 
            1. (Ни) кто (не) сосчитал, сколько на Камчатке маленьких речек. (В. Песков) 2. Из сторожки (ни) кто (не) вышел, чтобы унять псов. Но как (ни) кидались псы, как (ни) натягивали проволоку, они (не) могли нас достать. (Ю. Нагибин) 3. (Не) волнуйся, (не) плачь и сердца (не) мучай. (Б. Полевой.). 4. Есть какая-то ни (с) чем (не) сравнимая прелесть путешествовать в обыкновенном возке. (Е. Носов) 5. (Не) сколько дней, стараясь больше ни (о) чём (не) думать, он (художник Рябинин) писал маслом. (Е. Носов) 6. Я (не) буду спорить ни (с) кем из вас. 7. Тучи совсем закрыли небо, (ни) чего стало (не) видно. (Н. Сладков) 8. И журавли, печально пролетая, уж (не) жалеют больше ни (о) ком. (С. Есенин) 9. Солнце (не) милосердно палило, и горячий ветер (ни) чуть (не) освежал нас.

на 11 03.2019г.

Перепишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы Е или И.
   1. Пошли деревянные дома, заборы; (н..) где (н..)души. (И. Гончаров) 2. (Н..) один (н..) колышется на берёзках белых лист. (А. Пушкин) 3. В лесу как н..(в) чём (н..) бывало, продолжалась весенняя жизнь (М. Пришвин) 4. (Не) надобно иного образца, когда в глазах пример отца. (А. Грибоедов) 5. Старик (н..) разу в жизни (н..) бранил и (н..) наказывал детей. (А. Чехов)  6. (Н..) что иное (н..) трогало его. (А. Пушкин) 7. Но Кочубей богат и горд (н..) долгогривыми конями, (н..) златом, данью крымских орд, (н..) родовыми хуторами. (А. Пушкин) 8. Раньше Егорушка (н..) видел  (н..) когда (н..) пароходов, (н..) локомотивов, (н..) широких рек. (А.Чехов)  9. (Н..) ветер бушует над бором, (н..) с гор побежали ручьи — Мороз-воевода дозором обходит владенья свои (Н. Некрасов). 10. Унынья моего (н..) что (н..) мучит, (н..) тревожит, и сердце вновь горит и любит— оттого, что (н..) любить оно (н..) может (М. Лермонтов) 11. Проснулся Фома, (н..) чего (н..) поймёт. (С. Михалков) 12. (Н..) дома, (н..) в школе, (н..) где (н..) кому  ̶  (н..) верил упрямый Фома (н..) кому. (С. Михалков)  13. (Н..) осин, (н..) берёз на острове нет. (Н..) одного дерева нет. (В. Песков) 14. Как (н..) старались люди, собравшись в одно (н..) большое место несколько сот тысяч, изуродовать ту землю, на которой они жались, как (...) забивали камнями землю, чтобы (н..) чего (н..) росло на ней, как (н..) счищали всякую пробившуюся травку, как (н..) дымили казенным углем и нефтью, как (н..) обрезывали деревья и (н..) выгоняли всех животных и птиц — весна была весною даже и в городе (Л. Толстой). 15. (Н..) одна птица (н..) подавала голоса. Даже крикливых дроздов (н..) было слышно. (М. Зверев) 


Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи

Надеемся, вы помните о том, что НЕ с любой частью речи пишется слитно, если слово без НЕ не употребляется: невежа, невзгоды, нелепый, невзрачный, ненастный, не­годовать, нездоровиться, несдобровать, неможется, нельзя, неужто, нестерпимый, непоко­лебимый, невредимый.

НЕ всегда пишется раздельно со словами, которые пишутся через дефис, на­пример: все не торгово-промышленные предприятия; сказано не по-русски; поют не по- старому.

 

Часть речи

Слитное написание

частицы НЕ

Раздельное написание частицы НЕ

Имя существительное

Если можно подобрать си­ноним без НЕ (неправда -ложь, недруг - друг).

1. Если есть или подразумевается противопоставление: не ложь, а правда.

 2. В вопросительном предложении при логическом подчеркивании отрицания: Не правда ли?

Имя прилагательное

1.Если можно подобрать си­ноним без НЕ: нелёгкий (трудный).

2.Если есть противопоставление с союзом НО: пруд небольшой, но рыбный. К рыбный тому же надо помнить, что противопоставляемые слова должны быть словами-антонимами.

3.Наличие пояснительных слов (зависимых), как правило, не влияет на слитное написание НЕ с прилагательными: недостойное товарища поведение, незнакомые нам песни, неизвестный мне писатель, ненужные нам сведения, неправильные в некотором отношении выводы.

4. При наличии наречия меры и степени: абсолютно, более чем, весьма, в высшей степени, крайне, настолько, необычайно, очень, полностью, почти, решительно, слишком, совершенно, удивительно, чрезвычайно и др.: совсем неприспособленный, весьма нелёгкая задача, очень несовершенный рассказ, абсолютно неверное решение, крайне некрасивое поведение, почти незнакомый текст.

5. С краткими прилагательными, если полные прилагательные, от которых они образованы, пишутся в не слитно невысокий - невысок.

6. В отглагольных прилагательных, образованных с помощью суффиксов -ЕМ,

-ИМ: неувядаемый, неиссякаемый, непреодолимый, не­укротимый, несокрушимый.

1.   Если есть или подразумевается противопоставление с союзом а (не большой, маленький).

2.   С относительными прилагательными: дом не блочный.

3.   С притяжательными прилагательными: шубка не лисья, пиджак не папин.

4.   При наличии таких пояснительных слов, которые  усиливают отрицание, к ним относятся: отрицательные местоимения и наречия (начинающиеся с ни): никому не известный писатель, никому и нигде не знакомые песни, никому не нужные сведения, ничем не привлекательная картина.

И пояснительные слова: далеко, отнюдь, вовсе, совсем (в значении отрицания): далеко не известный писатель, отнюдь не знакомые песни, вовсе не интересная книга.

5. С прилагательными, обозначающими вкус и цвет: не горький шоколад, не солёный суп, не синее небо, не розовый слон.

6.  С прилагательными в сравнительной форме: не лучше, не хуже, не выше, не красивее.

7.  В вопросительных предложениях при логическом подчеркивании отрицания: Не верный ли это ответ? Не новый ли костюм?

8.  С краткими прилага­тельными, которые в пол­ной форме не употребляются: не должен, не обязан, не намерен, не прав, не виден, не готов, не согласен, не склонен, не надо, не нужно, не прочь, не жаль.

Имя числительное Местоимение

1. С неопределёнными и отрицательными местоимениями без предлогов: нечему, никому, несколько, нечто и т.д.

Всегда пишется раздельно: не трое, не восьмой.

1.     В местоимениях, когда НЕ от последующего местоиме­ния отделено предлогом: не у кого, не к чему, не с кем, не за чем, не за что).

2.     С другими разрядами местоимений: в не моём классе, не на нашем этаже.

3.     Местоимение и без предлога может писаться раздельное НЕ и НИ, если выступает в роли союза в придаточных предложениях: Я не знаю, ни кто ты, ни где твои друзья.

Глагол

1. В глагольной приставке НЕДО-, обозначающей несоответствие требуемой норме, например: недовыполнить

(выполнить ниже требуемой нормы), недосмотреть (недос­таточно, плохо смотреть, упус­тить что-нибудь), недосыпать (спать меньше нормального).

1.  Глаголы с приставкой до-, имеющие впереди себя отрицание НЕ и обозначающие не доведённое до конца действие: не дочитать книгу, не допить чай, не досмотреть пьесу.

2.  Со всеми остальными глаголами: не быть, не иметь, не знать, не думать

Деепричастие

Деепричастия, образованные от глаголов с приставкой НЕ ДО- пишутся слитно: недосмотрев.

Со всеми остальными деепричастиями: не думая, не зная.

Причастие

1.  Если полные причастия не имеют при себе зависи­мые слова: нераспустившийся цветок.

2.  Если зависимыми словами являются наречия меры, сте­пени: принял совсем необду­манное решение.

3.  При зависимых (поясни­тельных) словах, обозна­чающих степень качества: крайне необдуманное реше­ние, совершенно неподходя­щий пример, но: совершенно не подходящий к правилу пример (не пишется раздель­но ввиду наличия поясни­тельного слова к правилу).

1.  Если полные причастия имеют зависимые слова: не пришедший вовремя ученик.

2.  С краткими причастиями: здание не построено.

3.  При наличии противопоставления: не решённая   вовремя задача.

Наречие

1. Наречия на -о, -е, если можно подобрать синоним без НЕ (неглупо - умно).

2. В отрицательных наречи­ях: некогда - никогда, негде - нигде, некуда - никуда, неоткуда - ниоткуда, ничуть, нисколько, нипочём, неза­чем, нимало. (Как видите, их немного и лучше всего за­помнить.)

1. Наречия на -о, -е, если есть или подразумевается противопоставление: не смешно, а грустно.

2. Если при наречиях на -о, -е есть пояснительные слова вовсе не, ничуть не, далеко не отнюдь не: вовсе не смешно.

3. Если наречие пишется через дефис: не по-товарищески, не по-русски.

4. При усилительных наречиях: не очень, не вполне, не совсем.

Союзы

С уступительным союзом: несмотря на то что.

Всегда пишутся раздельно с сочинительными союзами: не то, не то.

Частицы

В вопросительной частице неужели, в частице -нибудь.

Остальные частицы пишутся раздельно: не только.

Предлоги

С производными предлогами: несмотря на, невзирая на.

С непроизводными предлогами: не из..., не под..., не над нами.

Различайте сочетания НИ ОДИН (НИКТО) и НЕ ОДИН (МНОГИЕ); НИ РАЗУ (НИКОГДА) и НЕ РАЗ (ЧАСТО).

Частица ни (усилительная) употребляется в таком случае при отрицании у сказуемого; ср.: Ни один мускул не дрогнул на его лице. - Не одна во поле дороженька пролегла; Я ни разу не видел этого человека. - Я не раз видела этого человека; а также: Не один я (многие) пришёл к этой опасной работе.

Запомните словосочетание: как ни в чём не бывало


на каникулы:

1. Повторить тему "Правописание приставок"                        (см. раздел "Готовимся к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку, теория - задание № 10);

2. Разобрать ошибки в тесте (задание №10).


Домашнее задание на 21.12.2018г.

Перепишите, раскрывая скобки.

В тайге темнеет быстро. И несмотря на то, что мы это знали, все-таки темнота застала нас (в)расплох. Раздвигая тяжелые колючие ветви и нащупывая ногой следующую кочку, мы (мало)помалу продвигались (в)перед. Было совершенно темно, но, как ни странно, от прожорливых комаров и мошек спасения не было так же, как и днем.

С тихим шорохом ветер раскачивает вершины старых кедров, как будто предвещая (на)завтра дождь и где(то) (в)дали кричит какая (то) ночная птица.

 

Зной был нестерпим (по) прежнему. Все замерли в ожидании, что (вот) вот выскочит заяц.  [Плыла] очень пестро (по) египетски раскрашенная нильская барка. Однако ж мы как (то) понимали друг друга. Зеленоватая волна скользила мимо, (чуть) чуть вспухая и урча. У Якова других родных не было, мать его (данным) давно умерла. Он обладал чудовищной силой, с ножом ходил на медведя (один) (на) один.