Интерьер в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»

Вспомним, с каким мастерством изображена обстановка дома Плюшкина, превратившего свое жилье в хранилище никому не нужных вещей, всякого рода отбросов. Вспомним и описание дома Собакевича, в котором каждая вещь по своему виду напоминает хозяина. «Стол, стулья, кресла - все походило на Собакевича».

 

         1. Манилов. «Человек ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан».

Первый, если можно так сказать, очаг сентиментализма, с которым встречается читатель «Мертвых душ», – это имение Манилова (гл.2). Духом карамзинской эпохи пропитано здесь все – от английской планировки посадок перед домом, до задумчивой мечтательности самого владельца.
Претензии на изысканность, утонченность вкуса в поместье Манилова еще более подчеркивают внутреннюю пустоту обитателей усадьбы. Все это лишь декорации, прикрывающие скудность.

Печать неопределенности, расплывчатости лежит здесь на всем: одинокий господский дом,  «открытый всем ветрам», редкие кусты сирени, «Храм уединенного размышления»,  серенькие бревенчатые избы мужиков. В доме Манилова тоже все тускло, неопрятно: шелковый капот жены бледного цвета, стены кабинета выкрашены «какой-то голубенькой краской, вроде серенькой». Гоголь открывает читателю один из излюбленных им приемов характеристики персонажа: «Чичиков с любопытством рассматривал жилище этого человека, думая по нему отыскать свойства самого хозяина, как по оставшейся раковине заключают об устрице или улитке, некогда в нем сидевшей и оставившей свое впечатление».

 В главе о Манилове «раковина» особенно важна, так как характер героя неопределенен, неуловим. Обстановка всегда рельефно характеризует героя, но у Гоголя этот прием доведен до сатирического заострения.

В комнатах Манилова рядом с прекрасной мебелью, «обтянутой щегольской шелковой материей, которая, верно, стоила весьма недешево; но два кресла ее недоставало, и кресла стояли обтянутые просто рогожей; впрочем, хозяин в продолжение нескольких лет всякий раз предостерегал своего гостя словами: «Не садитесь на эти кресла, они еще не готовы»».

В некоторых комнатах вовсе не было мебели, «хотя было говорено в первые дни после женитьбы: «Душенька, нужно будет завтра похлопотать, чтобы в эту комнату хоть на время поставить мебель». «Щегольский подсвечник из темной бронзы с тремя античными грациями, с перламутным щегольским щитом» соседствовал «ввечеру» с «медным инвалидом», но этого не замечали ни хозяин, ни хозяйка, ни слуги.

«В его кабинете всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкою на 14-й странице, которую он постоянно читал уже два года».
Окружающие вещи, весь уклад жизни героя красноречиво говорят о том, что Манилов – человек «так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан». Недаром Гоголь в авторской характеристике прямо говорит, что от Манилова «не дождешься никакого живого или хотя даже заносчивого слова», что, поговорив с ним, почувствуешь скуку смертную». 
В Манилове все построено на желании понравиться. Все равно, кому и для чего, – этого он не знает. Так просто – чтобы были «именины сердца». Гоголь дает это понять буквально одним штрихом: «….Больше всего было табаку. Он был в разных видах: в картузах и в табачнице, и, наконец, насыпан был просто кучей на столе. На обоих окнах тоже помещены были горки выбитой из трубки золы, расставленные не без старания очень красивыми рядами».

Слащавость, сентиментальность, бесхозяйственность, умственная ограниченность, неопределенность мышления – все это черты характера Манилова, которые отложили свой отпечаток на его быт. Праздный мечтатель Манилов так пуст, что ничего, кроме приятной улыбки и прожекта о подземном ходе или каменном мосте через пруд, сотворить не может. Именно широкое использование интерьера помогает Гоголю создать типический характер «прекраснодушного» Манилова. Даже речь Манилова слишком туманна: "какая-нибудь этакая наука", "паренье этакое". Он никому не доставил пользы и живет пустяками. Жизни он не знает, реальность заменяется пустыми фантазиями. Да и на вещах Манилова лежит отпечаток его личности: в них или чего-то недостает или в них что-то лишнее (бисерный чехольчик на зубочистку). Все подчеркивает дряблость этого человека, его абсолютную беспомощность и неприспособленность к жизни.

 

      2.     Коробочка. Человек опутанный «потрясающей тиной мелочей».

После Манилова Чичиков направился к Собакевичу, но случилось так, что он попал к Коробочке (гл.3). Этот случай не был безразличен Гоголю. Бездеятельный Манилов и неутомимо хлопотливая Коробочка в некотором смысле антиподы. И потому они композиционно поставлены рядом. Один характер делает более резким, рельефным другой.

Манилов «парит» над землей, а она поглощена прозой будничного земного существования. Манилов не знает хозяйства и совсем не может им заниматься. Коробочка же, напротив, ушла в свое скудоумное и трусливое хозяйствование, но ведет она его глупо и жадно. У нее “хорошенькая деревенька”, двор полон всякой птицы.

Коробочка не предаются мечтаниям, как предыдущий образ, она расчетлива и занята только накоплением и своим хозяйством.

 По своему умственному развитию Коробочка кажется ниже всех остальных помещиков. Чичиков, а вместе с ним и автор, недаром называют ее «дубинноголовой». Коробочка вся погружена в мир мелочных хозяйственных интересов.

Коробочка – «одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи и убытки, а между тем набирают понемногу деньжонок в  пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов…». Захваченная жаждой наживы, она торгует всем: салом, пенькой, крепостными. Коробочка озабочена лишь одним - копеечной выгодой. Да и с копеечкой-то она не умеет обращаться: деньги лежат мертвым грузом в ее мешочках. Узок и убог мир Коробочки.

 У коробочки великое множество разных мешочков, ящиков в комодах, нитяных моточков, ночных кофточек и гибель вещей, свидетельствующих о мелкой бережливости хозяйки. Человек опутан «потрясающей тиной мелочей».

 Комната Коробочки взглядом Чичикова: «Комната была обвешана старенькими полосатыми обоями; картины с какими-то птицами; между окон старинные маленькие зеркала с темными рамками в виде свернувшихся листьев; за всяким зеркалом заложены были или письмо, или старая колода карт, или чулок; стенные часы с нарисованными цветами на циферблате…».

      3.     Ноздрев. Человек со своеобразной  «широтой натуры».

Выехав от Коробочки, Чичиков «случайно» встречает Ноздрева и его зятя (гл.4).В Ноздреве Гоголь создал совершенно новый в мировой литературе социально-психологический тип.

 «Ноздрев,- иронически замечает Гоголь,- во многих отношениях был многосторонний человек, то есть человек на все руки».

В Ноздреве нет и намека на скопидомство Коробочки. Напротив, у него своеобразная «широта натуры». Он с легким сердцем проигрывает в карты.

Исключительной выразительностью отличаются детали в описании дома Ноздрева. В кабинете его «не было заметно следов того, что бывает в кабинетах, то есть книг и бумаги; висели только сабли и два ружья, одно в триста, а другое в восемьсот рублей.… Потом были показаны турецкие кинжалы, на одном из которых по ошибке было вырезано: Мастер Савелий Сибиряков. Вслед за тем показалась гостям бессмертная шарманка. Ноздрев тут же провертел пред ними кое-что. Шарманка играла не без приятности, но в середине ее, кажется, что-то случилось, ибо мазурка оканчивалась песнею: «Мальбруг в поход поехал»; а  «Мальбруг в поход поехал» неожиданно завершается каким-то давно знакомым вальсом. И уже Ноздрев перестал крутить шарманку, ей бы и замолчать, а одна дудка в ней очень бойкая никак не хочет угомониться и долго еще одна продолжает свистеть». «Потом показались трубки - деревянные, глиняные, пенковые, обкуренные и необкуренные, обтянутые замшею и необтянутые, чубук с янтарным мундштуком, недавно выигранный, и кисет, вышитый какой-то графиней, где-то на почтовой станции, влюбившеюся в него по уши». Здесь уже схвачен весь характер Ноздрева. Он сам словно испорченная шарманка: неугомонный, озорной, буйный, готовый в любой момент без всякой причины набедокурить, напакостить или совершить нечто непредвиденное и необъяснимое.

      4.      Собакевич. «Средней величины медведь».

Духовный мир гоголевских героев настолько мелок, что вещь вполне может выразить их внутреннюю сущность.

Наиболее тесно срослись вещи с их хозяином в главе о Собакевиче (гл.5). Гоголь иронически называет героя "историческим человеком".

Чичиков давно мечтал добраться до Собакевича. Но всякого рода случайности то и дело оказываются на его пути. Сбившись  с дороги, он попадает к Коробочке. Встреча в трактире с Ноздревым снова отдаляет его от цели. Наконец долгожданная встреча состоялась.

Характер Собакевича начинает раскрываться еще, собственно, до нашей встречи с ним. Подъезжая к имению Собакевича, Чичиков, а вместе с ним и мы обратили внимание на большой деревянный дом с мезонином, красной крышей и темно-серыми, дикими стенами, «вроде тех, как у нас строят для военных поселений и немецких колонистов». Двор был окружен крепкой и очень толстой деревянной решеткой. На хозяйственные строения пошли «полновесные и толстые бревна, определенные на вековое стояние». Даже колодец строили из такого крепкого дуба, «какой идет только на мельницы да на корабли». Словом, по всему было видно, что владелец «хлопотал много о прочности». Так постепенно читатель психологически подготавливается к восприятию этого образа.

Собакевич мало похож на других помещиков. Это расчетливый хозяин, хитрый торгаш, прижимистый кулак. Он немногословен, обладает железной хваткой, себе на уме, и мало найдется людей, которым удалось бы обмануть его. Не только в доме его, а во всем поместье - до хозяйства последнего мужика - у него все прочно и крепко.

В доме Собакевича все удивительно напоминает его самого: и стоящие в углу гостиной пузатое ореховое бюро на нелепых четырех ногах, и необыкновенно тяжелый стол, кресла, стулья. Каждая из вещей словно говорила: «и я тоже Собакевич!», « я тоже очень похожа на Собакевича!». Так Гоголь достигает яркости и выразительности в описании характерных черт героя. Вещи предстают перед читателем словно живые, обнаруживая «какое-то странное сходство с самим хозяином дома», а хозяин, в свою очередь, напоминает «средней величины медведя» и обладает всеми соответствующими повадками. Грубой, животной силищей веет от этого существа, в голове которого не шевелилось ни одно дуновение человеческой мысли. В его теле "совсем не было души". Но зато это существо обнаруживало звериную жестокость и хитрость.

      5.      Плюшкин. «Прореха на человечестве».

От одной главы к другой нарастает обличительный пафос Гоголя. От Манилова к Собакевичу неумолимо усиливается омертвление помещичьих душ, завершающееся в почти уже совсем окаменевшем Плюшкине. В изображении Плюшкина Гоголь совмещает разнородные художественные элементы - реалистически бытовые живописи и резкого заострения сатирического рисунка. И это вовсе не создает ощущения стилистической разноголосицы. Бытовая конкретность и достоверность образа сочетаются с характерной для него исключительной широтой обобщения. Главу о Плюшкине (гл.6) Гоголь считал одной из самых трудных. Она несколько раз переделывалась, в нее вводились новые детали, усиливающие впечатление от внешности Плюшкина, его имения, дома. Писатель стремился к предельной краткости и энергии повествования. В Плюшкине есть та потрясающая сила художественной пластики, которая так выделяет этот образ среди других скупцов в мировой литературе. Образы помещиков раскрыты Гоголем вне эволюции, как характеры уже сложившиеся. Единственное исключение - Плюшкин. Он не просто завершает  собой галерею помещичьих мертвых душ. Среди них он наиболее зловещий симптом неизлечимой, смертельной болезни, которой заражен крепостнический строй, предел распада человеческой личности вообще, «прореха на человечестве». Вот почему Гоголю казалось важным раскрыть этот характер в развитии, показать, как Плюшкин стал Плюшкиным. Тупая, бессмысленная жадность уничтожила человека в некогда хозяйственном, энергичном помещике.

Тоской проникнуто описание деревни и усадьбы этого хозяина: «бревно на избах было темно и старо; многие крыши сквозили, как решето; на иных оставался только конек вверху да жерди по сторонам в виде ребр… окна в избенках были без стекол, иные были заткнуты тряпкой или зипуном; балкончики под крышами с перилами, неизвестно для каких причин делаемые в иных русских избах, покосились и почернели даже не живописно». Кажется, жизнь покинула эту деревню. Дух смерти подчеркивает Гоголь: « никак было нельзя сказать, чтобы в комнате сей обитало живое существо…». Барский дом похож на огромный могильный склеп, где хозяин сам заперся от внешнего мира. Только буйно растущий сад напоминает о жизни, о красоте, резко противопоставляемой безобразной жизни помещика.

Чичиков долго не может понять, кто перед ним, "баба или мужик". Наконец, он заключил, что это верно, ключница. Предположение Чичикова многозначительно. Подобно ключнице, Плюшкин раб вещей, а не хозяин их. Ненасытная страсть приобретательства привела к тому, что он утратил реальное представление о предметах, переставая отличать полезные вещи от ненужного хлама. Добро, накопленное Плюшкиным, не принесло ему ни счастья, ни даже покоя. Владелец несметного количества вещей, он стал их рабом. Постоянный страх за свою собственность превращает его жизнь в сущий ад и его самого доводит до грани психического распада. Плюшкин гноит зерно и хлеб, а сам трясется над маленьким кусочком кулича и бутылкой настойки, на которой сделал пометку, чтобы никто воровством образом ее не выпил. Жажда накопления толкает его на путь всяческих самоограничений. Боязнь что-либо упустить заставляет Плюшкина с неутомимой энергией собирать всякий хлам, всякую ветошь, все то, что давно перестало служить жизненным потребностям человека. Плюшкин превращается в преданного раба вещей, раба своей страсти. Даже от собственных детей Плюшкин отказался. Где уж тут думать о просвещении, искусстве, нравственности. Гоголь показывает, как постепенно распадаются человеческие личности. Когда-то Плюшкин был простым бережливым хозяином. Жажда обогащения за счет подвластных ему крестьян превратила его в скрягу, изолировала от общества. Плюшкин прервал всякие отношения с друзьями, а затем и с родственниками, руководствуемый соображениями, что дружба и родственные связи ведут за собой материальные издержки. Однако то, что случилось с Плюшкиным, - результат отнюдь не только печальных случайностей в его личной биографии. Здесь действовала закономерность иная, более глубокая и сложная. Условия социального бытия Плюшкина неотвратимо должны были привести к тому положению, в котором застал его Чичиков. Окруженный вещами, он не испытывает одиночества и потребности общения с внешним миром. И этот живой мертвец, человеконенавистник, превратился в "прореху на человечестве".


Поэма Н.В. Гоголя "Мёртвые души" в таблицах

 

1. Сюжет и композиция

• В основу сюжета Гоголь положил рассказ о похождениях Чичикова, который приезжает в губернский город с целью приобретения весьма странного товара - «мертвых душ».

• Композицию поэмы определяет замысел автора «изъездить вместе с героем всю Русь и вывести множество самых разнообразных характеров» вслед за Чичиковым, покупающим мертвые фактически, но живые по бумагам души.

 

2. Герои поэмы

Образы помещиков

Пять глав (2-6) - пять портретных характеристик, построенных по одинаковому плану:

? Краткая характеристика помещика (описание внешности).

? Описание усадьбы помещика.

? Описание совместной трапезы (застолья) - чем и как угощают помещики Чичикова.

? Как помещики реагируют на предложение Чичикова о продаже мертвых душ.

? Дальнейшие действия помещиков. Порядок следования помещиков неслучаен, автор выводит некую закономерность, которая приводит к экономическому и моральному упадку помещичий класс.

 

Помещик

Экономический упадок

Моральное разложение

Манилов (2 глава)

бесхозяйственный помещик

праздный мечтатель, живущий в ми­ре своих грез - «рыцарь пустоты»

Коробочка (3 глава)

мелочная скопидомка

«дубиноголовая»

Ноздрев (4 глава)

безалаберный прожигатель жизни

бесшабашный враль, мот и шулер

Собакевич (5 глава)

прижимистый и упрямый хозяин

оскотинившийся кулак.

Плюшкин (6 глава)

скряга, доведший свое имение и крестьян до полного разорения

«прореха на человечестве»

Общие черты всех помещиков

низкий культурный уровень, отсутствие интеллектуальных запросов, стремление к обогащению, жестокость в обращении с крепостными крестьянами, нравственная нечистоплотность, и, наконец, отсутствие элементарного понятия о патриотизме

 

? Для создания образов помещиков Гоголь использует сатирические приемы, в том числе гиперболизацию.

? Интересно сопоставить образы помещиков в следующем сочетании:

Манилов - Коробочка

Ноздрев - Собакевич

 

Манилов

Коробочка

небрежность

аккуратность

восторженная наивность

упрямая подозрительность

беспечность

мелочность, скопидомство

Глупость, несамостоятельность, которые приводят к страху законности предлагаемой сделки, с одной стороны, боязни продешевить - с другой стороны.

 

Ноздрев

Собакевич

неугомонность

прочная сила

шулерство

степенность, обстоятельность

фамильярность в общении

церемонность

болтлив и горяч

мрачное немногословие

почти разоренное поместье

изобилие и основательность хозяйства

разоритель

накопитель

Бойкость, воинственность по отношению ко всем, кто кажется им врагами, неотступность в осуществлении желаний, «волчий» аппетит.

Все усилия, которые прилагают герои для достижения своих целей, приводят к какой-то неподвижности, неуклюжести.

  

Манилов

Портрет

«Был человек видный: черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось чересчур было передано сахару; в приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами».

Характеристика

Восторженная наивность и мечтательность, беспечность «бескорыстно­го философа», изысканность, глупость, несамостоятельность и бояз­ливость. Фамилию своему герою Гоголь дает «говорящую» - от слов «манить, заманивать, обманывать». Две черты в характере Манилова особенно выделяет автор - это никчемность и слащавую, бессмыслен­ную мечтательность. У Манилова нет никаких живых интересов. Хозяй­ством он не занимается, он даже не может сказать, умирали ли у него крестьяне со времени последней ревизии.

Усадьба

О бесхозяйственности и непрактичности Манилова наглядно говорит и обстановка комнат его дома, где рядом с прекрасной мебелью стояли два кресла, «обтянутые просто рогожей», «щегольский подсвечник, из темной бронзы с тремя античными грациями» стоял на столе, а рядом с ними помещался «какой-то просто медный инвалид, хромой, свер­нувшийся на сторону и весь в сале».

Отношение к ведению хозяйства

Не мудрено, что у такого хозяина «довольно пусто в кладовой», приказ­чик и ключница - воры, слуги - «нечистоплотны и пьяницы», а «вся двор­ня спит немилосердным образом и повесничает все остальное время».

Образ жизни

Свою жизнь Манилов проводит в полнейшей праздности. Он отошел от всякого труда, даже не читает ничего: два года в его кабинете лежит кни­га, заложенная все на той же странице 14. Свое безделье Манилов скрашивает беспочвенными мечтами и бессмысленными «прожектами», вроде постройки подземного хода от дома, каменного моста через пруд.

Вместо настоящего чувства - у Манилова «приятная улыбка», приторная любезность и чувствительная фраза; вместо мысли - какие-то бессвязные, глупые размышления, вместо деятельности - или пустые мечты, или такие результаты его «труда», как «горки выбитой из трубки золы, расставленные не без старания очень красивыми рядками».

 

Коробочка

Портрет

«...Вошла хозяйка, женщина пожилых пет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее...».

Характеристика

«...Одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем на­бирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящичкам комода. В один мешочек отбирают все целковики, в дру­гой полтиннички, в третий четвертачки, хотя с виду и кажется, будто бы в комоде ничего нет, кроме белья, да ночных кофточек... береж­лива старушка...». Типичная мелкая помещица - владелица 80 душ крепостных. Коробочка - домовитая хозяйка.

Усадьба

У нее «хорошая деревенька», двор полон всякой птицы, имеются «просторные огороды с капустой, луком, картофелем, свеклой и про­чим хозяйственным овощем», есть «яблони и другие фруктовые деревья».

Отношение к ведению хозяйства

Рачительность Коробочки изображена автором почти абсурдной: сре­ди множества полезных и необходимых предметов, каждый из кото­рых лежит на своем месте, есть веревочки, которые «уже никуда не нужны».

Образ жизни

Умственный кругозор Коробочки крайне ограничен. Гоголь подчерки­вает её тупость, невежественность, суеверие, указывает, что ее по­ведением руководит корысть, страсть к наживе. Она очень боится «продешевить» при продаже. Все «новое и небывалое» пугает ее.

«Дубинноголовая» Коробочка - воплощение тех традиций, которые сложились у захолу­стных мелких помещиков, ведущих натуральное хозяйство. Она представитель уходящей, умирающей России, и в ней самой нет жизни, так как она обращена не в будущее, а в прошлое.

 

Ноздрёв

Портрет

«Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец, с пол­ными румяными щеками, с белыми как снег зубами и черными как смоль бакенбардами. Свеж он был как кровь с молоком; здоровье, ка­залось так и прыскало с лица его...»

Характеристика

Он непоседа, герой ярмарок, балов, попоек, карточного стола. У него «неугомонная юркость и бойкость характера». Он буян, кутила, враль, «рыцарь кутежа». Он не чужд хлестаковщины - стремление показать­ся значительнее и богаче.

Усадьба

«В доме не было никакого приготовления к их принятию. Посредине столовой стояли деревянные козлы, и два мужика, стоя на них, бели­ли стены... Прежде всего пошли они обсматривать конюшню, где ви­дели они двух кобыл... Потом Ноздрев показал пустые стойла, где были прежде тоже хорошие лошади... Ноздрев повел их в свой кабинет, в ко­тором, впрочем, не было заметно следов того, что бывает в кабинетах, то есть книг или бумаги; висели только сабля и два ружья».

Отношение к ведению хозяйства

Свое хозяйство он совершенно запустил. В отличном состоянии у него только одна псарня.

Образ жизни

Нечестно играет в карты, всегда готов ехать «куда угодно, хоть на край света, войти в какое хотите предприятие, менять всё, что ни есть, на все, что хотите». Закономерно, что все это не приводит Ноздрева к обогащению, а, напротив, разоряет его.

В целом Ноздрев - малоприятный человек, так как понятия чести, совести, человеческого достоинства у него полностью отсутствуют. Энергия Ноздрева превратилась в скандальную суету, бесцельную и разрушительную.

 

Собакевич

Портрет

«Человек здоровый и крепкий», которого природа «рубила со всего плеча»; весьма похож «на средней величины медведя»; «...казалось, в этом теле совсем не было души, или она у него была, но совсем не там, где следует, а, как у бессмертного кощея, где-то за горами, и за­крыта такою толстою скорлупою, что все, что ни ворочалось на дне ее, не производило решительно никакого потрясения на поверхности».

Характеристика

«Чертов кулак», по выражению Чичикова, это воплощение прочной силы, нельзя не отметить резвость его нападок на всех, кто кажется ему врагом, неотступность в осуществлении своих желаний.

Усадьба

«Чичиков еще раз окинул комнату, и все, что в ней ни было, - все было прочно, неуклюже в высочайшей степени и имело какое-то странное сходство с самим хозяином дома; в углу гостиной стояло пу­затое ореховое бюро на пренелепых четырех ногах, совершенный медведь. Стол, кресла, стулья - все было самого тяжелого и беспокой­ного свойства, - словом, каждый предмет, каждый стул, казалось, гово­рил: «И я тоже Собакевич!» или «И я тоже очень похож на Собакевича».

Отношение к ведению хозяйства

У Собакевича тяготение к старым, крепостническим формам ведения хозяйства, вражда к городу и просвещению сочетаются со страстью к наживе, хищному накоплению.

Образ жизни

Страсть к обогащению толкает его на плутовство, заставляет изыски­вать разные средства наживы. Даже своих умерших крестьян он пы­тается продать как можно дороже, всячески рекламируя Чичикову лучшие качества уже не существующих людей.

Автор подчеркивает корыстолюбие, узость интересов, косность помещика. Сила и проч­ность Собакевича ведут к скованности, неуклюжести, неподвижности.

 

Плюшкин

Портрет

«Долго он [Чичиков] не мог распознать, какого пола была фигура: баба или мужик. Платье на ней было совершенно неопределенное, похожее очень на женский ка­пот, на голове колпак, какой носят деревенские дворовые бабы, только один го­лос показался ему несколько сиплым для женщины...» «...маленькие глазки еще не потухли и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши, когда высунувши из тем­ных нор остренькие морды, насторожа уши и моргая усом, они высматривают, не за­таился ли где кот или шалун мальчишка, и нюхают подозрительно самый воздух...»

Характе­ристика

В Плюшкине нет никаких человеческих чувств, даже отцовских. Вещи для него доро­же людей, в которых он видит только мошенников и воров. Бессмысленная скупость, царящая в душе Плюшкина, порождает в нем недоверие и враждебность ко всему окружающему, жестокость и несправедливость по отношению к крепостным.

Усадьба

Всюду в доме царил беспорядок: «. ..казалось, как будто в доме происходило мытье полов и сюда на время нагромоздили всю мебель...» Выразительно описа­ние села Плюшкина, с его пришедшей в полную негодность бревенчатой мосто­вой, с «особенной ветхостью» деревенских изб, с огромными кладями сгнившего хлеба, с господским домом, который выглядел каким-то «дряхлым инвалидом». Все пришло в полный упадок, крестьяне «мрут, как мухи», десятки числятся в бегах.

Образ жизни

Автор сталкивает две эпохи жизни Плюшкина: когда «все текло живо» и когда он обратился в «прореху на человечестве». Следя за переменами в жизни Плюшкина, нельзя не заметить, что «омертвение» души начинается с бедности чувств. Кажется, что человечность недоступна Плюшкину. Не знай мы о том, что Плюшкин когда-то был добрым семьянином, разумным хозяином и даже приветливым человеком, об­раз, созданный Гоголем мог вызвать скорее усмешку. Рассказанная история жизни Плюшкина делает этот образ скорее трагическим, нежели комическим. Пользуясь приемом контраста, Гоголь заставляет читателя сопоставить человеческое и урод­ливо-безобразное в пределах одной жизни.

Автор восклицает: «И до какой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти че­ловек! Мог так измениться! И похоже это на правду? Все похоже на правду, все может статься с человеком. Нынешний же пламенный юноша отскочил бы с ужасом, если бы показали ему его портрет в старости».

 

 

Павел Иванович Чичиков

 

История Чичикова (см. 11 главу)

Этапы жизни

 

Детство

Не имел знатного происхождения, в семье не было материального дос­татка, все было серо, уныло, болезненно - «вот бедная картина первона­чального его детства, о котором едва сохранил он бледную память».

Образование

а) наказ отца

б) обретение соб­ственного опыта

Получил образование в классах городского училища, куда его отвез отец и дал следующее наставление: «Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальни­кам. Коли будешь угождать начальнику, то, хоть, и в науке не успе­ешь и таланту бог не дал, все пойдешь в ход, всех опередишь. С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными. Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете. Товарищ или при­ятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не вы­даст, в какой бы беде ты ни был. Все сделаешь, все прошибешь на свете копейкой».

Сумел построить отношения с товарищами по классу таким обра­зом, что они его угощали; сумел собрать денег, прирастив их к остав­ленной отцом полтине. Для накопления денег использовал любые возможности:

? слепил из воска снегиря, раскрасил его и продал;

? накупил на рынке съестного, предлагал проголодавшимся одно­классникам из тех, кто был побогаче;

? выдрессировал мышь, научил ее вставать на задние лапки и продал;

? был самым прилежным и дисциплинированным учеником, умею­щим предупреждать любое желание учителя.

Служба

а) начало службы

б) продолжение карьеры

«Местечко досталось ему ничтожное, жалованья тридцать или со­рок рублей в год...» Благодаря железной воле, умению себе во всем отказать, сохраняя при этом аккуратность и приятность внешности, сумел выделиться среди таких же «невзрачных» служащих: «...Чичиков представлял во всем совершенную противоположность и взрачностью лица, и приветливостью голоса, и совершенным неупот­реблением никаких крепких напитков».

Для продвижения по службе воспользовался уже испробованным спо­собом - угождение начальнику, найдя его «слабое место» - дочь, кото­рую «влюбил» в себя. С этого момента он стал «человеком заметным».

Служба в комиссии «для построения какого-то казенного капиталь­ного строения». Стал позволять себе «некоторые излишества»: хо­роший повар, хорошие рубашки, дорогая ткань для костюмов, приоб­ретение пары лошадей...

Вскоре вновь потерял «теплое» местечко. Пришлось поменять два- три места. «Добрался до таможни». Провернул рискованную опера­цию, на которой сначала обогатился, а потом «погорел» и потерял почти все.

Приобретение «мертвых душ»

Как появилась идея приобретения.

После того как Чичикова выгнали со службы в таможне, он пробует найти новую службу. «И в ожидании лучшего принужден был даже за­няться званием поверенного».

Появление Чичикова в губернском городе

Применяя практическую сметку, обходительность и изворотливость, Чичиков сумел очаровать и губернский город, и усадьбы. Быстро раз­гадав человека, он умеет найти подход к каждому. Остается только поражаться неистощимому разнообразию всех «оттенков и тонкостей его обращения».

«Неодолимую силу характера», «расторопность, проницательность и прозорливость», все свое умение обворожить человека пускает Чичиков в ход, чтобы достичь желаемого обогащения.

 

 

Сходство Павла Ивановича Чичикова с другими помещиками

Помещик и его отли­чительная черта

Как это черта проявляется в характере Чичикова

Манилов - «слащавость», приторность, неопределенность

Все жители губернского города признали Чичикова мужчиной прият­ным во всех отношениях. «Словом, куда ни повороти, был очень поря­дочный человек. Все чиновники были довольны приездом нового лица. Губернатор об нем изъяснился, что он благонамеренный человек; про­курор - что он дельный человек; жандармский полковник говорил, что он ученый человек председатель палаты - что он знающий и почтен­ный человек; полицеймейстер - что он почтенный и любезный человек; жена полицеймейстера - что он любезнейший и обходительнейший человек. Даже сам Собакевич, который редко отзывался о ком-нибудь с хорошей стороны... сказал ей [жене]; «Я, душенька, был у губернатора на вечере, и у полицеймейстера обедал, и познакомился с коллежским советником Павлом Ивановичем Чичиковым: преприятный человек!»

Коробочка - мелочная скаредность

Знаменитая шкатулка Чичикова, в которой все разложено с такой же ста­рательной педантичностью, как в комоде Настасьи Петровны Коробочки.

Ноздрев - самовлюбленность

Желание и умение всем нравиться; испытывать расположение к себе со стороны всех - вот потребность и необходимость для Чичикова: «Герой наш отвечал всем и каждому и чувствовал какую-то лов­кость необыкновенную: раскланивался направо и налево, по обык­новению своему несколько набок; но совершенно свободно, так что очаровал всех...»

Собакевич - грубая при­жимистость и цинизм

Даже Ноздрев замечает, что в Чичикове нет «...никакого прямоду­шия, ни искренности! Совершенный Собакевич».

Плюшкин - собирание ненужных вещей и тщательное их хра­нение

Во время осмотра города N «...оторвал прибитую к столбу афишу с тем, чтобы, пришедши домой, прочитать ее хорошенько», а затем герой «...свернул опрятно и положил в свой ларчик, куда имел обыкновение складывать все, что ни попадалось».

Характер Чичикова многогранен, герой оказывается зеркалом того помещика, с которым встре­чается, потому что в нем есть те же качества, которые составляют основу характеров помещиков.

 

3. Губернское общество

? Гоголь в заметках к первому тому поэмы пишет: «Идея города - возникшая до высшей степени пустота. Пустословие. Сплетни, перешедшие пределы. Как все это возникло из безделья и приняло выражение смешного в высшей степени, как люди неглупые доходят до делания совершенных глупостей».

? Это тоже царство «мертвых душ», праздности, внутреннего убожества.

 

Иван Антонович «кувшинное рыло»

Именно о нем в 3 главе мы читаем рассуждение об «оттенках и тонкостях обращения». Это о нем Гоголь пишет: «Прошу посмотреть на него, когда он сидит среди своих подчиненных, - да просто от страха и слова не выговоришь! Гордость, благородство, и уж чего не выражает лицо его? Просто бери кисть, да и рисуй: Прометей, решительный Прометей! Высматривает орлом, выступает плавно, мерно. Тот же самый орел, как только вышел из комнаты и приближается к кабинету начальника, куропаткой такой спешит с бумагами под мышкой, что мочи нет. В обществе и на вечеринке, будь все небольшого чина, Прометей так и останется Прометеем, а чуть немного повыше его, с Прометеем сделается такое превращение, какого и Овидий не выдумает: муха, меньше даже мухи...»

Полицеймейстер «чудотворец»

«Полицеймейстер, точно, был чудотворец, ... в ту же минуту кликнул квартального, и, кажется, всего два слова шепнул ему на ухо да прибавил только: «Понимаешь!»... а уж там, в другой комнате, появилась на столе белуга, осетры, семга, икра паюсная, икра свежепросольная, селедки, севрюжки, сыры, копченые языки и балыки, - это все было со стороны рыбного ряда. Потом появились прибавления с хозяйской стороны... Полицеймейстер был некоторым образом отец и благотворитель в городе. Он был среди граждан совершенно как в родной семье, а в лавки и в гостиный двор наведывался, как в собственную кладовую. Вообще он сидел на своем месте и должность свою постигнул в совершенстве. Трудно было даже и решить, он ли был создан для места, или место для него».

 

 

Роль чиновников в «Повести о капитане Копейкине»
и в истории приобретения мертвых душ Чичиковым

Капитан Копейкин

Павел Иванович Чичиков

участник героической войны 1812 г.

приобретатель, подлец

простой и честный, наивный и пострадавший

лицемер, подхалим и авантюрист

ищет справедливости у чиновников в Пе­тербурге

старается сыскать знакомства с чиновниками а губернском городе

не удостоен вниманием чиновников при­сутственных мест Петербурга

принят и «обласкан» чиновниками всех уров­ней губернского города

равнодушие, бюрократическая канитель, презрение к искалеченному бедняку

внимание к благообразному авантюристу

не вызвал к себе, своей участи не сострада­ния, не понимания

сумел добиться признания себя в городе как значительного лица

капитана Копейки на судят

Чичикова славят

сначала его не хотели замечать, но он заста­вил не только заметить, но и бояться себя

сначала осчастливил, а затем привел в смяте­ние губернский город

Взятки, воровство, чинопочитание, круговая порука - все это не случайные явления в среде чиновников как в губернском городе N, так и в Петербурге. Одинаково равнодушны и бесче­ловечны чиновники, изображенные Гоголем в поэме.

 

 

4. Лирические отступления

Глава

Лирические отступления и вставные эпизоды

Первая

Рассуждение о толстых и тонких.

Вторая

Рассуждение о двух типах характеров.

Третья

Рассуждение об «оттенках и тонкостях обращения».

Четвертая

Мысль о живучести Ноздревых.

Пятая

Размышление Чичикова о «славной бабешке». Думы автора о метком русском слове и «бойком русском уме».

Шестая

Воспоминания автора о юности. Размышление о человеке («И до та­кой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек...»).

Седьмая

О двух писателях. О крестьянах, купленных Чичиковым.

Восьмая

О силе власти исправника.

Девятая

О бунте крестьян селения Вшивая-Спесь.

Десятая

Повесть о капитане Копейкине.

Одиннадцатая

«Русь! Русь!...» Дорога. Рассказ о Кифе Мокеевиче и его сыне. Рас­суждение о добродетельном герое и герое-подлеце. Тройка.

 

5. Смысл названия

Попробуем понять, какой смысл Н. В. Гоголь вкладывал в название своей поэмы.

Мертвые души

 

Так называли умерших крестьян, кото­рые по ревизским спискам до новой реви­зии числились живыми.

Помещики и чиновники, живущие и здрав­ствующие, но образ жизни, который они ведут, может определить их как мертвых.

Жажда наживы убила все лучшие челове­ческие качества и чувство гражданского долга.

«Приобретение - вина всего, из-за него произвелись дела, которым свет дает назва­ние не очень чистых». Автор приводит читателя к выводу о том, что виной «омертвения» души человеческой является стяжательство.

 

 

Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души» стала гениальным обличением крепостничества как такого социально-экономического строя, который закономерно порождает куль­турную и экономическую отсталость страны, морально разлагает тот класс, который является вершителем судеб государства.