Критерии оценивания сочинения

Сочинение оценивается по пяти критериям. Первый критерий (содержательный) является главным. Если при проверке сочинения по первому критерию поставлено 0 баллов, то задание считается невыполненным и дальше не проверяется: по всем остальным критериям выставляется 0 баллов.

    При оценке следует учитывать объем написанного сочинения. Если в сочинении менее 200 слов, то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. 

Максимальное количество слов в сочинении не установлено, но обучающийся в определении объема своего сочинения должен исходить из того, что на всю работу отводится 4 часа. Рекомендуемое максимальное количество слов в сочинении 400 слов.

1.     Глубина раскрытия темы

Обучающийся раскрывает тему сочинения  и /или  отвечает на поставленный вопрос, аргументирует свои тезисы в соответствии с формулировкой темы,

тезисы аргументированы обращением к тексту литературного произведения и/или фактам истории, культуры, обращение к тексту того или иного литературного произведения и/или к тому или иному факту истории, культуры оправдано логикой и содержанием сочинения

2

Обучающийся раскрывает тему сочинения  поверхностно и /или  отвечает на поставленный вопрос, и/или аргументирует свои тезисы в соответствии с формулировкой темы, но не обращается к тексту литературного произведения или фактам истории, культуры, и/или обращение к тексту литературного произведения и/или фактам истории, культуры не оправдано логикой и содержанием сочинения

1

Обучающийся не раскрывает тему сочинения, не даёт ответа на вопрос, и/или обращение к тексту литературного произведения и/или фактам истории, культуры отсутствует

0

2.     Знание текста художественного произведения и/или фактов истории, культуры

Обучающийся показывает знание текста, апеллирует к тексту в своих суждениях  (интерпретирует, цитирует, комментирует, пересказывает, анализирует) текст художественного произведения, и/или обнаруживает знания фактов истории и культуры (интерпретирует, анализирует, комментирует их)

фактические ошибки и неточности отсутствуют

2

Показывает недостаточное знание текста и/или неумение его анализировать и интерпретировать, подменяя анализ и интерпретацию  пересказом

и/или допускает не более 3 фактических ошибок в знании текста или фонового материала

1

Показывает незнание текста, неумение его анализировать и интерпретировать

и/или допускает более 3 фактических ошибок

0

3.     Культурологическая и/или филологическая компетентность

Обучающийся применяет термины и понятия литературоведения, культурологии, искусствоведения в качестве инструмента интерпретации и анализа

1

Не применяет термины и понятия литературоведения, культурологии, искусствоведения

0

4.     Композиционная цельность и логичность изложения

Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его части логично связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов

2

Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его части логически связаны между собой, но внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы и/или

в сочинении прослеживается композиционный замысел, но есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями, и/или мысль повторяется и не развивается

 

1

В сочинении не прослеживается композиционного замысла; допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла сочинения

0

5.     Следования нормам речи

Речевых ошибок нет, или допущено не более 2 речевых ошибок

 Фактические ошибки отсутствуют. Не более 1 пунктуационной и 1 грамматической ошибки.

ИЛИ В тексте сочинения допущена 1 негрубая фактическая ошибка, не более 1 логической ошибки и не более 2-3 речевых ошибок. Допускается не более 4 пунктуационных ошибок, 1 грамматической ошибки.

2

Допущены 3 – 4 речевые ошибки

Допущено не более 2 фактических, 2 логических ошибок и не более 4 речевых ошибок. Допускается не более 5 пунктуационных и 2 грамматических ошибок

ИЛИ В тексте допущено не более 3 фактических ошибок, не более 3 логических и 4-5 речевых ошибок. Допускается наличие 6 пунктуационных и 3 грамматических ошибок.

1

Допущено 5 и более речевых ошибок

В тексте сочинения допущено 5 фактических, 5 логических и 6-7 речевых ошибок. Более 10 пунктуационных и 5 грамматических ошибок.

0

Максимальный балл:

9

 

 

Примечание

Учитель вправе поставить 1 дополнительный балл за самостоятельность мышления, творческий, нестандартный подход, оригинальность стиля.

 

Рекомендации по переводу баллов в школьные оценки (по пятибалльной системе)

8, 9, 10

5

6, 7

4

4, 5

3

1, 2, 3

2

0

1

 

Наличие самостоятельных исправлений допущенных неточностей или ошибок не влияет на итоговый балл обучающегося.