К уроку литературы
Книги – это двери, что выводят тебя из четырех стен.
Артуро Перес-Реверте
Домашнее задание на 26.12.2023г. для 9б и 9в.
Заполните таблицу цитатами из романа "Евгений Онегин":
«Всегда я рад заметить разность между Онегиным и мной…»
Вопосы сравнения |
Онегин |
Автор |
Отношение к мнению света |
|
|
Отношение к женщинам и любви |
|
|
Отношение к искусству и театру |
|
|
Отношение к труду, творчеству |
|
|
Отношение к природе |
|
|
Михаил Юрьевич Лермонтов
(1814 - 1841 г.г.)
Николай Михайлович
Карамзин
(1776-1826 г.г)
«Ибо и крестьянки любить умеют»
«…если всему горестному, всему угнетенному, всему слезящемуся открыт путь во чувствительную грудь твою; если душа твоя может возвыситься до страсти к добру, может питать в себе святое… желание всеобщего блага: тогда смело призывай богинь парнасских….» (Н.М.Карамзин)
"Бедная Лиза"
Домашняя работа на 21.11.2022г.
Написать сочинение по повести Н.М.Карамзина "Бедная Лиза":
1. Как поступки характеризуют внутренний мир человека?
2. Что значит быть добрым?
3. Что такое настоящая любовь?
4. Когда человек чувствует себя счастливым?
5. Какие жизненные ценности важны в жизни человека?
Гавриил Романович Державин
(1743-1816 г.г.)
Д.И.Фонвизин –удивительный писатель XVIII века. Ещё А.С.Пушкин в романе «Евгений Онегин» назвал его «сатиры смелым властелином»:
Волшебный край! Там в стары годы,
Сатиры смелый властелин,
Блистал Фонвизин, друг свободы…
В журнале «Собеседник» Фонвизин адресует вопрос императрице ЕкатеринеII: «Отчего у нас начинаются дела с великим жаром и пылкостию, потом же оставляются, а нередко и совсем забываются? Отчего в прежние времена шуты, шпыни и балагуры чинов не имели, а ныне имеют, и весьма большие?» На что императрица оскорбилась и в скором времени закрыла журнал.
Проходят годы, века, но мы не забываем «сатиры смелого властелина» и его грандиозное детище – комедию «Недоросль».
Михаил Васильевич Ломоносов
(1711–1765г.г.)
Прочитайте стихотворение «Ангел». Письменно ответьте на вопросы:
Каким чувством — мрачной тоски или светлой скорби — наполнено это стихотворение? Какая мелодия может быть созвучна ему? Почему земля для «души младой» — это изгнанье? О чем тоскует душа на земле? Почему песни земли — «скучные»? Почему поэт противопоставляет «небо» и «землю»?
Александр Сергеевич Пушкин
(1799 - 1837 г.г.)
Домашнее задание на 28.02.2022г.
Ответить на вопрос (по выбору):
1. Почему не находит счастья Онегин?
2. Могла ли Татьяна Ларина ответить на любовь Онегтна?
3. Чем роман "Евгений Онегин" интересен читателю ХХI века?
Домашнее задание на 21.02.2022г.
Ответьте на вопросы:
1. Согласны ли вы с утверждением, что человек таков, каково его
представление о счастье? (письменно)
2. Сформулируйте и запишите свои вопросы об отношении героев пушкинского романа к счастью для обсуждения на уроке. Сгруппируйте вопросы о каждом из героев романа: Татьяне, Онегине, Ленском, Авторе и др. Выделите вопрос (или вопросы), который вы считаете проблемным.
Домашнее задание (к 21.01.2022г.):
Сделайте самостоятельный письменный анализ стихотворения «Поэт и толпа».
План анализа
1. Дата написания, причины обращения к данной теме.
2. Особенности формы стихотворения.
3. История названия стихотворения.
4. Комментарий к эпиграфу.
5. Позиции (взгляды) героев — участников диалога.
6. Позиция автора и способы её раскрытия.
7. Ваша интерпретация идейного замысла стихотворения.
Домашнее задание (к 24.01.2022г.)
Смысл пушкинской правки «Анчара»
Черновые варианты |
Окончательный вариант |
Смысл изменений |
«В пустыне мёртвой и глухой...» |
|
|
«Но человека человек Послал к анчару властным словом...» |
|
|
«И тот безумно в путь потек...» |
|
|
«Принёс — и весь он изнемог, И лёг он, испуская крики...» |
|
|
«И умер смелый раб у ног...» |
|
|
«А царь тем ядом напитал Свои губительные стрелы...» |
|
|
Как вы думаете, чем объясняется то, что в небольшое по объёму стихотворение Пушкин внёс 200 исправлений?
Домашнее задание (к 28.01.2022г.)
1. Напишите сочинение-миниатюру на одну из тем по вашему выбору:
А. Сочинение-эссе на одну из тем: «Совместимы ли в искусстве вдохновение и ремесло?», «Совместимы ли гений и злодейство?».
Б. Сочинение-рассуждение «Какая из трех проблем, поставленных в “платоновских” диалогах, мне кажется наиболее серьезной и почему?».
2. Заполните таблицу:
Выпишите ключевые слова из монологов Сальери и последнего монолога Моцарта. Уточните их словарное значение (значения) и заполните таблицу «Сопоставление монологов Моцарта и Сальери».
Ключевые слова |
Какой смысл в них вкладывают |
|
Сальери |
Моцарт |
|
Избранный (избранник) |
|
|
Праздный |
|
|
Жрец |
|
|
Польза |
|
|
Комедия "Горе от ума" - выдающееся произведение русской классической литературы.
Выпишите цитаты, отражающие представления о категории ума следующих персонажей: Чацкого, Софьи Фамусова, Молчалина, Репетилова.
Домашнее задание на 6.12.2021г.
Ответьте на вопросы:
1. Чем Чацкий успел задеть каждого из гостей Фамусова? Прокомментируйте свой ответ, обратившись к тексту комедии.
2. В чем главная причина его сумасшествия, по мнению фамусовского общества?
3. Почему с единодушной точки зрения всех без исключения представителей «века минувшего» Чацкий – «безумный по всему»?
4. Перечитайте сцену разоблачения Молчалина и Софьи (д.IV, явл.12), монолог Чацкого (д. IV, явл.140 и финальную реплику Фамусова (д. IV, явл.15). Можно ли считать финал комедии открытым?
Николай Васильевич Гоголь
(1809 - 1852 г.г.)
…книга писана долго: нужно, чтоб
дали труд всмотреться в неё долго.
Н.В.
Гоголь
Домашнее задание (к 19.03.2018г.)
1. Перечитать главы VII- Х.
2. Подготовить рассказ «История жизни Чичикова» (по главе ХI).
3. Подготовить ответ (устно) на проблемный вопрос: "Зачем Гоголю нужен герой, путешествующий по усадьбам? Почему Гоголь каждому помещику посвящает отдельную главу?"
4. Письменно ответить на один вопрос (по выбору):
Каков символический смысл образов помещиков в поэме «Мертвые души»?
Как связано повествование Гоголя с «Божественной комедией» Данте?
Вопросы и задания к поэме «Мертвые души»
Глава 1.
1. Как Гоголь знакомит читателя с Чичиковым?
2. Найдите в тексте главы место, где говорится о цели приезда Чичикова в губернский город N. Чем объясняется эта неопределенность?
3. Какой сатирический прием использует Гоголь в описательных частях главы?
4. Расскажите о композиционном значении главы.
Главы 2 – 6.
1. Составьте характеристики Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича по следующему плану:
- описание деревни;
- описание господского дома;
- описание внешнего вида помещика;
- отношение помещика к предложению Чичикова;
-отношение Чичикова к каждому из помещиков;
- купля-продажа мертвых душ.
2. Что общего у всех этих помещиков?
3. Какими неожиданностями удивляет каждый из них и Чичикова, и читателя?
4. Составьте характеристику Плюшкина по следующему плану:
- описание деревни;
- описание господского дома;
- описание старого обширного сада;
- описание внешнего вида помещика;
- описание обстановки помещичьего дома;
- отношение помещика к предложению Чичикова;
- отношение Чичикова к Плюшкину;
- операция купли-продажи.
Грибоедов сделал свое дело – он написал «Горе от ума».
А.С.Пушкин.
Жанровые особенности баллады:
1.Баллада как произведение эпическое имеет героев, сюжет.
2.Важную роль в раскрытии идеи играет диалог.
3.Реальное сочетается с фантастическим.
4.Баллада как произведение лирическое выражает мысли и чувства автора, даёт оценку происходящему.
5.Баллада имеет композицию (завязку, кульминацию, развязку).
6.Баллада отличается богатством выразительных средств и художественных приёмов (эпитеты, инверсия, повторы, риторические вопросы и восклицания и т.д.)