К уроку литературы

                       

                         Книги – это двери, что выводят тебя из четырех стен.

                                                              Артуро Перес-Реверте

2022 -2023 учебный год


Домашнее задание на 26.12.2023г. для 9б и 9в.

Заполните таблицу цитатами из романа "Евгений Онегин":

«Всегда я рад заметить разность между Онегиным и мной…»

Вопосы сравнения

Онегин

Автор

Отношение к мнению света

 

 

Отношение к женщинам и любви

 

 

Отношение к искусству и театру

 

 

Отношение к труду, творчеству

 

 

Отношение к природе

 

 

 

 

Михаил Юрьевич Лермонтов

 

(1814 - 1841 г.г.)


Глава "Белла"

Глава "Княжна Мери"

 




Николай Михайлович

Карамзин

(1776-1826 г.г)


«Ибо и крестьянки любить умеют»

«…если всему горестному, всему угнетенному,  всему слезящемуся открыт путь во чувствительную  грудь твою; если душа твоя может возвыситься до страсти к добру, может питать в себе святое… желание всеобщего блага: тогда смело  призывай богинь парнасских….»                          (Н.М.Карамзин)

 

"Бедная Лиза"


Домашняя работа на 21.11.2022г.

Написать сочинение по повести Н.М.Карамзина "Бедная Лиза":

1. Как поступки характеризуют внутренний мир человека?

2. Что значит быть добрым?

3. Что такое настоящая любовь?

4. Когда человек чувствует себя счастливым?

 

5. Какие жизненные ценности важны в жизни человека?


Гавриил Романович Державин 

(1743-1816 г.г.)




Д.И.Фонвизин –удивительный писатель XVIII века. Ещё А.С.Пушкин в романе «Евгений Онегин» назвал его «сатиры смелым властелином»:

                       Волшебный край! Там в стары годы,

                       Сатиры смелый властелин,

                       Блистал Фонвизин, друг свободы…

В журнале «Собеседник» Фонвизин адресует вопрос императрице ЕкатеринеII: «Отчего у нас начинаются дела с великим жаром и пылкостию, потом же оставляются, а нередко и совсем забываются? Отчего в прежние времена шуты, шпыни и балагуры чинов не имели, а ныне имеют, и весьма большие?»  На что императрица оскорбилась и в скором времени закрыла журнал.

Проходят годы, века, но мы не забываем «сатиры смелого властелина» и его грандиозное детище – комедию «Недоросль».


Михаил Васильевич Ломоносов

 (1711–1765г.г.) 




  Прочитайте стихотворение «Ангел». Письменно ответьте на вопросы:

Каким чувством — мрачной тоски или светлой скорби — наполнено это стихотворение? Какая мелодия может быть созвучна ему? Почему земля для «души младой» — это изгнанье? О чем тоскует душа на земле? Почему песни земли — «скучные»? Почему поэт противопостав­ляет «небо» и «землю»?

 



Александр Сергеевич Пушкин

(1799 - 1837 г.г.)


Домашнее задание на 28.02.2022г.

Ответить на вопрос (по выбору):

1. Почему не находит счастья Онегин?

2. Могла ли Татьяна Ларина ответить на любовь Онегтна?

3. Чем роман "Евгений Онегин" интересен читателю ХХI века?

Домашнее задание на 21.02.2022г.

Ответьте на вопросы:

1. Согласны ли вы с утверждением, что человек таков, каково его
представление о счастье? (письменно)

2. Сформулируйте и запишите свои вопросы об отношении геро­ев пушкинского романа к счастью для обсуждения на уроке. Сгруппируйте вопросы о каждом из героев романа: Татьяне, Онегине, Ленском, Авторе и др. Выделите вопрос (или вопросы), который вы считаете проблемным.

 




Иван Николаевич Крамской «Христос в пустыне» 1872 г.
Иван Николаевич Крамской «Христос в пустыне» 1872 г.

Домашнее задание (к 21.01.2022г.):

Сделайте самостоятельный письменный анализ стихотворения «Поэт и толпа».

План анализа

1. Дата написания, причины обращения к данной теме.

2. Особенности формы стихотворения.

3. История названия стихотворения.

4. Комментарий к эпиграфу.

5. Позиции (взгляды) героев — участников диалога.

6. Позиция автора и способы её раскрытия.

7. Ваша интерпретация идейного замысла стихотворения.

Домашнее задание (к 24.01.2022г.)

Смысл пушкинской правки «Анчара»

Черновые варианты

Окончательный вариант

Смысл изменений

«В пустыне мёртвой и глухой...»

 

 

«Но человека человек Послал к анчару властным сло­вом...»

 

 

«И тот безумно в путь потек...»

 

 

«Принёс — и весь он изнемог, И лёг он, испуская крики...»

 

 

«И умер смелый раб у ног...»

 

 

«А царь тем ядом напитал Свои губительные стрелы...»

 

 

 Как вы думаете, чем объясняется то, что в небольшое по объёму стихотворение Пушкин внёс 200 исправлений? 

Домашнее задание (к 28.01.2022г.)

1. Напишите сочинение-миниатюру на одну из тем по вашему выбору:

А. Сочинение-эссе на одну из тем: «Совместимы ли в искусстве вдохновение и ремесло?», «Совместимы ли гений и злодейство?».

Б. Сочинение-рассуждение «Какая из трех проблем, по­ставленных в “платоновских” диалогах, мне кажется наиболее серьезной и почему?».

2. Заполните таблицу:

Выпишите ключевые слова из монологов Сальери и последнего монолога Моцарта. Уточните их словарное значение (значения) и заполните таблицу «Сопоставле­ние монологов Моцарта и Сальери».

Ключевые слова

Какой смысл в них вкладывают

Сальери

Моцарт

Избранный (избран­ник)

 

 

Праздный

 

 

Жрец

 

 

Польза

 

 


Комедия "Горе от ума" - выдающееся произведение русской классической литературы.

Выпишите цитаты, отражающие представления о категории ума следующих персонажей: Чацкого, Софьи Фамусова, Молчалина, Репетилова. 


Домашнее задание на 6.12.2021г.

Ответьте на вопросы:

1.       Чем Чацкий успел задеть каждого из гостей Фамусова? Прокомментируйте свой ответ, обратившись к тексту комедии.

2.       В чем главная причина его сумасшествия, по мнению фамусовского общества?

3.       Почему с единодушной точки зрения всех без исключения представителей «века минувшего» Чацкий – «безумный по всему»?

4.       Перечитайте сцену разоблачения Молчалина и Софьи (д.IV, явл.12), монолог Чацкого (д. IV, явл.140 и финальную реплику Фамусова (д. IV, явл.15). Можно ли считать финал комедии открытым?






Николай Васильевич Гоголь

(1809 - 1852 г.г.)



 

 

…книга писана долго: нужно, чтоб дали труд всмотреться в неё долго.
                                     Н.В. Гоголь





Домашнее задание (к 19.03.2018г.)

1. Перечитать главы VII- Х.

2. Подготовить рассказ «История жизни Чичикова» (по главе ХI).

3. Подготовить ответ (устно) на проблемный вопрос: "Зачем Гоголю нужен герой, путешествующий по усадьбам? Почему Гоголь каждому помещику посвящает отдельную главу?"

4. Письменно ответить на один вопрос (по выбору):

Каков символический смысл образов помещиков в поэме «Мертвые души»?

Как связано повествование Гоголя с «Божественной комедией» Данте?


Вопросы и задания к поэме «Мертвые души»

Глава 1.

1. Как Гоголь знакомит читателя с Чичиковым?

2. Найдите в тексте главы место, где говорится о цели приезда Чичикова в губернский город N. Чем объясняется эта неопределенность?

3. Какой сатирический прием использует Гоголь в описательных частях главы?

4. Расскажите о композиционном значении главы.

 

Главы 2 – 6.

1. Составьте характеристики Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича по следующему плану:

- описание деревни;

- описание господского дома;

- описание внешнего вида помещика;

- отношение помещика к предложению Чичикова;

-отношение Чичикова к каждому из помещиков;

- купля-продажа мертвых душ.

 

2. Что общего у всех этих помещиков?

3. Какими неожиданностями удивляет каждый из них и Чичикова, и читателя?

 

4. Составьте характеристику Плюшкина по следующему плану:

- описание деревни;

- описание господского дома;

- описание старого обширного сада;

- описание внешнего вида помещика;

- описание обстановки помещичьего дома;

- отношение помещика к предложению Чичикова;

- отношение Чичикова к Плюшкину;

- операция купли-продажи.


Грибоедов сделал свое дело – он написал «Горе от ума».

А.С.Пушкин. 

 

                                             



Жанровые особенности баллады:

1.Баллада как произведение эпическое имеет героев, сюжет.

2.Важную роль в раскрытии идеи играет диалог.

3.Реальное сочетается с фантастическим.

4.Баллада как произведение лирическое выражает мысли и чувства автора, даёт оценку происходящему.

5.Баллада имеет композицию (завязку, кульминацию, развязку).

6.Баллада отличается богатством выразительных средств и художественных приёмов (эпитеты, инверсия, повторы, риторические вопросы и восклицания и т.д.)