2023 -2024 учебный год
Домашнее задание на 28.02.2022г.
Напишите сочинение-рассуждение. Согласны ли вы с тем, что настоящее искусство, изображая страшное, помогает преодолевать страх, а не усиливает его?
Александр Николаевич Радищев
«Капитанская дочка» – чудо искусства. Не подпишись под ним Пушкин, и действительно можно подумать, что это в самом деле написал какой-то старинный человек, бывший очевидцем и героем описанных событий, до того рассказ наивен и безыскусствен, так, что в этом чуде искусства как бы исчезло искусство, утратилось, дошло до естества. <…> Читая Пушкина, читаем правду о русских людях, полную правду, и вот этой-то полной правды о себе самих мы почти уже и не слышим теперь или столь редко слышим, что и Пушкину, пожалуй бы, не поверили, если б не вывел и не поставил он перед нами этих русских людей столь осязаемо и бесспорно, что усомниться в них или оспорить их совсем невозможно. Ф.М. Достоевский
Я всякий раз вспоминаю "Капитанскую дочку" как пример высокого мастерства и простоты, как историю целомудреннейшей любви, преданности людей друг другу, верности их в самые трудные, крутые испытания судьбы.
Ч. Айтматов, киргизский писатель
Вопросы к уроку 12.10.2021г.
1. Почему героем «Капитанской дочки» А. С. Пушкин сделал очень молодого, еще неопытного человека, а не маститого вояку?
2. Почему, на ваш взгляд, описание крестьянского бунта А. С. Пушкин превращает в семейную хронику?
3. Прокомментируйте слова Ф. М. Достоевского: «Он (Пушкин) понял русский народ и постиг его назначение в такой глубине и в такой обширности, как никогда и никто. …Он преклонялся перед правдой народной всем существом своим, о чем и засвидетельствовал в своих лучших созданиях».
4. Как вы считаете, Пугачев – палач или жертва, государь, облеченный властью, или игрушка в руках толпы?
5. Почему после победы в Белогорской крепости Пугачев и его единомышленники поют заунывную бурлацкую песню «Не шуми, мати зеленая дубровушка»? Прокомментируйте строки: «невозможно рассказать, какое действие произвела на меня эта простонародная песня про виселицу, распеваемая людьми, обреченными виселице. Их грозные лица, стройные голоса, унылое выражение, которое придавали они словам и без того выразительным, - все потрясало меня каким – то пиитическим ужасом». В каких еще эпизодах возникает мотив смерти и обреченности?
6. Где происходит последняя встреча Гринева и Пугачева? Почему Гринев считает нужным присутствовать на казни Пугачева?
7. Кому было труднее осчастливить Гринева и Машу: Пугачеву или императрице?
8. Какие порядки были заведены в крепости?
9. Имя какого покойного императора принял Емельян Пугачёв?
Темы сочинения по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
1. Гринев и Швабрин (по роману А.С.Пушкина "Капитанская дочка")
2. Береги честь смолоду (По повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка"
3. Мое впечатление от повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
4. 4. Проблема чести и долга в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка».
5. 5.Честь и долг — главное для семьи капитана Миронова (По повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка")
6. 6. Пугачев — разбойник или освободитель? (По повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка")
Домашнее заданиена 19.04.2022г.
Ответить на вопросы:
Докажите, используя художественный текст, что "молодой Чартков был художник с талантом".
Кем стал Чартков? Можно ли его творения назвать неповторимыми?
Эпизод «Чтение разговора со светской дамой»
Как продвигалась работа Чарткова над портретом светской барышни?
Почему он начинает испытывать недовольство и раздражение?
Как Гоголь говорит о том, что художник начал терять свой талант, мастерство?
В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем.
Н.В.Гоголь
Домашнее задание на 17.12.2021г.
Заполните таблицу: Особенности изображения Родины в стихотворении А. Блока «Россия»
Строфа |
Основные образы и мотивы |
Средства выразительности |
1и 2 |
Образ нищей России Мотив дороги |
Эпитеты: Сравнения: |
3 и 4 |
Образ чародея Мотив Креста |
Эпитеты: Олицетворение: Ряды однородных членов: |
5 и 6 |
Образ прекрасной женщины из народа Мотив будущего России |
Эпитеты: Ряды однородных членов:
|
Михаил Юрьевич Лермонтов
(1814 – 1841г.г.)
Домашнее задание на 16.12.2021г.
М.Ю.ЛЕРМОНТОВ. «РОДИНА»
1. 1. Выпишите из текста слова — контрастные образы. Раскройте суть каждого образа и определите, какую роль играют в стихотворении антитезы.
2. 2. Что необычного в синтаксической конструкции первой строфы?
3. 3. Сделайте вывод о том, в чём проявляется странность любви поэта к Родине, что лежит в основе этого чувства.
4. 4. Выберите синоним к слову «родина», учитывая контекст стихотворения. О чём пишет noэт о стране, об отчизне или о державе?
Домашнее задание на 9.12.2021г.
1. Выпишите из текста пьесы пословицы, поговорки, приметы. Какую роль они играют в сказке?
2. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля найдите значения следующих слов и выпишите их.
Бобыль:
Мизгирь:
3. В Энциклопедии славянской мифологии прочитайте словарные статьи о Морозе, Весне, Снегурочке, Яриле. Что символизируют эти герои в пьесе А. Н. Островского?
Мороз:
Весна:
Снегурочка:
Ярила (Ярило):
И.А.Бунин
(1870-1953 г.г.)
Прослушайте рассказ "Холодная осень" (читает А.Демидова)
Письменно ответить на вопросы:
1. "С какой целью актриса сначала читает стихотворение Бунина "При свечах""?
2. Как связаны между собой стихотворение и рассказ "Хоролная осень"?
Домашнее задание на 14.09.2021г. (письменно)
1. Выпишите из стихотворения А.С. Пушкина «Я вас любил...» грамматические основы с подлежащим «любовь» или заменяющим это существительное местоимением и словосочетания с глаголом «любить». Затем выпишите глаголы вместе с обстоятельствами образа действия. Например: она (любовь) не тревожит... любил безмолвно. Сделайте вывод о характере переживаний лирического героя и о том, как они связаны с образом его возлюбленной.
2. Из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Я не унижусь пред тобою...» выпишите грамматические основы с зависимыми словами или словосочетания, определяющие состояния, переживания и намерения лирического героя. Например: пожертвовал я годы, к чужим горам я удалюся, стану наслаждаться... Сделайте вывод о характере переживаний лирического героя и о том, к они связаны с образом его возлюбленной.
Домашнее задание
Перечитайте пейзажи в поэме Лермонтова. Выпишите из них сравнения, эпитеты и метафоры. Какую роль играет каждый из этих тропов в тексте?
(1924 - 2001г.г)
Напишите эссе, выбрав один из предложенных вопросов:
1.Почему так важно помнить (на материале рассказа В.Астафьева).
2. В чем я согласен с академиком Д.С.Лихачевым.
Внеклассное чтение