К уроку литературы

2023 -2024 учебный год



Домашнее задание на 28.02.2022г.

Напишите сочинение-рассуждение.  Согласны ли вы с тем, что настоящее искусство, изображая страшное, помогает преодолевать страх, а не усиливает его?





Александр Николаевич Радищев



А.С.Пушкин  (род. 06.04.1799 – умер 10.12.1837)
А.С.Пушкин (род. 06.04.1799 – умер 10.12.1837)

    «Капитанская дочка» – чудо искусства. Не подпишись под ним Пушкин, и действительно можно подумать, что это в самом деле написал какой-то старинный человек, бывший очевидцем и героем описанных событий, до того рассказ наивен и безыскусствен, так, что в этом чуде искусства как бы исчезло искусство, утратилось, дошло до естества. <…> Читая Пушкина, читаем правду о русских людях, полную правду, и вот этой-то полной правды о себе самих мы почти уже и не слышим теперь или столь редко слышим, что и Пушкину, пожалуй бы, не поверили, если б не вывел и не поставил он перед нами этих русских людей столь осязаемо и бесспорно, что усомниться в них или оспорить их совсем невозможно.                                                                                                                  Ф.М. Достоевский 

Я всякий раз вспоминаю "Капитанскую дочку" как пример высокого мастерства и простоты, как историю целомудреннейшей любви, преданности людей друг другу, верности их в самые трудные, крутые испытания судьбы.

                                                                                   Ч. Айтматов, киргизский писатель


Вопросы к уроку  12.10.2021г.

1.        Почему героем «Капитанской дочки» А. С. Пушкин сделал очень молодого, еще неопытного человека, а не маститого вояку?

2.        Почему, на ваш взгляд, описание крестьянского бунта А. С. Пушкин превращает в семейную хронику?

3.        Прокомментируйте слова Ф. М. Достоевского: «Он (Пушкин) понял русский народ и постиг его назначение в такой глубине и в такой обширности, как никогда и никто. …Он преклонялся перед правдой народной всем существом своим, о чем и засвидетельствовал в своих лучших созданиях».

4.        Как вы считаете, Пугачев – палач или жертва, государь, облеченный властью, или игрушка в руках толпы?

5.        Почему после победы в Белогорской крепости Пугачев и его единомышленники поют заунывную бурлацкую песню «Не шуми, мати зеленая дубровушка»? Прокомментируйте строки: «невозможно рассказать, какое действие произвела на меня эта простонародная песня про виселицу, распеваемая людьми, обреченными виселице. Их грозные лица, стройные голоса, унылое выражение, которое придавали они словам и без того выразительным, - все потрясало меня каким – то пиитическим ужасом». В каких еще эпизодах возникает мотив смерти и обреченности?

6.        Где происходит последняя встреча Гринева и Пугачева? Почему Гринев считает нужным присутствовать на казни Пугачева?

7.        Кому было труднее осчастливить Гринева и Машу: Пугачеву или императрице?

8.        Какие порядки были заведены в крепости?

9.        Имя какого покойного императора принял Емельян Пугачёв?


Темы сочинения по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

     1. Гринев и Швабрин (по роману А.С.Пушкина "Капитанская дочка")

2. Береги честь смолоду (По повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка"

3.     Мое впечатление от повести А.С.Пушкина  «Капитанская дочка».

4.     4. Проблема чести и долга в повести А. С. Пушкина  «Капитанская дочка».

5.     5.Честь и долг — главное для семьи капитана Миронова (По повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка")

6.     6. Пугачев — разбойник или освободитель? (По повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка")


Домашнее заданиена 19.04.2022г.

Ответить на вопросы:

Докажите, используя художественный текст, что "молодой Чартков был художник с талантом".

Кем стал Чартков? Можно ли его творения назвать неповторимыми?

Эпизод «Чтение разговора со светской дамой»

Как продвигалась работа Чарткова над портретом светской барышни?

Почему он начинает испытывать недовольство и раздражение?

 

Как Гоголь говорит о том, что художник начал терять свой талант, мастерство?


Н.В.Гоголь (фамилия при рождении Яновский) (род.1809  - умер 1852 г.)
Н.В.Гоголь (фамилия при рождении Яновский) (род.1809 - умер 1852 г.)

   В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем.

                                       Н.В.Гоголь                  




Жан-Батист Поклен (Мольер)

 

(1622-1673г.г.)







Домашнее задание на 17.12.2021г.

Заполните таблицу: Особенности изображения Родины в стихотворении А. Блока «Россия»

 

 

 

 

 

Строфа

Основные образы и

мотивы

Средства выразительности

1и 2

Образ нищей России

Мотив дороги

Эпитеты: 

 Сравнения:

3 и 4

Образ чародея

Мотив Креста

Эпитеты: 

 Олицетворение: 

 Ряды однородных членов: 

5 и 6

Образ прекрасной женщины из народа

Мотив будущего России

Эпитеты:

Ряды однородных членов: 

 

 


Михаил Юрьевич Лермонтов

(1814 – 1841г.г.)


Домашнее задание на 16.12.2021г.

М.Ю.ЛЕРМОНТОВ. «РОДИНА»

1.      1. Выпишите из текста слова — контрастные образы. Раскройте суть каждого образа и определите, какую роль играют в стихотворении антитезы.

2.      2. Что необычного в синтаксической конструкции первой строфы?

3.      3. Сделайте вывод о том, в чём проявляется странность любви поэта к Родине, что лежит в основе этого чувства.

4.      4. Выберите синоним к слову «родина», учитывая контекст стихотворения. О чём пишет noэт о стране, об отчизне или о державе?



Домашнее задание на 9.12.2021г.

1. Выпишите из текста пьесы пословицы, поговорки, приметы. Какую роль они играют в сказке?

2. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля найдите значения следующих слов и выпишите их.

Бобыль:

Мизгирь:

3. В Энциклопедии славянской мифологии прочитайте словарные статьи о Морозе, Весне, Снегурочке, Яриле. Что символизируют эти герои в пьесе А. Н. Островского?

Мороз:

Весна:

Снегурочка:

Ярила (Ярило):



И.А.Бунин

 (1870-1953 г.г.)


Прослушайте рассказ "Холодная осень" (читает А.Демидова)

Письменно ответить на вопросы:

1. "С какой целью актриса сначала читает стихотворение Бунина "При свечах""?

2. Как связаны между собой стихотворение и рассказ "Хоролная осень"? 


Домашнее задание на 14.09.2021г. (письменно)

1.   Выпишите из стихотворения А.С. Пушкина «Я вас любил...» грамматические основы с подлежа­щим «любовь» или заменяющим это существительное местоимением и словосочетания с гла­голом «любить». Затем выпишите глаголы вместе с обстоятельствами образа действия. Напри­мер: она (любовь) не тревожит... любил безмолвно. Сделайте вывод о характере переживаний лирического героя и о том, как они связаны с образом его возлюбленной.

2.   Из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Я не унижусь пред тобою...» выпишите грамматические основы с зависимыми словами или словосочетания, определяющие состояния, переживания и намерения лирического героя. Например: пожертвовал я годы, к чужим горам я удалюся, стану наслаждаться... Сделайте вывод о характере переживаний лирического героя и о том, к они связаны с образом его возлюбленной.


Домашнее задание

Перечитайте пейзажи в поэме Лермонтова. Выпишите из них сравнения, эпитеты и метафоры.  Какую роль играет каждый из этих тропов в тексте?





Астафьев Виктор Петрович

(1924 - 2001г.г)

 

"Фотография, на которой меня нет"

Напишите эссе, выбрав один из предложенных вопросов:

 1.Почему так  важно помнить (на материале рассказа В.Астафьева).

 2. В чем я согласен с академиком Д.С.Лихачевым.



Внеклассное чтение