Тренировочная работа по русскому языку №2 в формате ЕГЭ

Вариант  1

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

 (1) Весьма любопытны озёра, которые словно играют в прятки, то исчезая с лица земли, то снова появляясь: весной благодаря обилию талых вод они разливаются, а летом начинают мелеть и вдруг совсем исчезают. (2)Находятся эти водоёмы в районе карстовых пещер, представляющих собой воронкообразные ямы, в которые, закручиваясь спиралью, уходит вода. (3)Иногда на месте воронок случается обвал, и тогда «слив» закупоривается, водоём может существовать в течение нескольких лет, но … вода всё же растворяет известняковые породы и промывает себе новый путь в подземелье.

1. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, со­держащаяся в тексте?

1) Причина исчезновения или появления озер — известковые породы в карстовых пещерах, которые могут растворяться и вымываться водой.

2) Причина исчезновения озер в районе карстовых пещер — известковые породы, которые могут растворяться и вымываться водой.

3) Озёра весной благодаря обилию талых вод разливаются, а летом начинают мелеть и вдруг совсем исчезают.

4) Карстовые пещеры представляют собой воронкообразные ямы, в которые, закручиваясь спиралью, уходит вода из озёр.

2.Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.

            Значит   /в конце концов   /потому что   /хотя   /итак

3.Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЗЕМЛЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

    ЗЕМЛЯ, -и, жен.

1)      Третья от Солнца планета Солнечной системы, вращающаяся вокруг Солнца и вокруг своей оси. Мантия занимает 80% всего объема Земли.

2)      Место жизни и деятельности людей. Сколько обидного на земле!

3)      Суша в противоположность водному или воздушному пространству, земная твердь. На корабле увидели землю.  

4)      Почва, верхний слой коры нашей планеты, поверхность.   Весёлый  свежий ветер гулял над землёю и в меру шумел и играл.

5)      Рыхлое темно-бурое вещество, входящее в состав коры нашей планеты. Насыпать землю вперемешку с песком и глиной.

6)      Страна, государство, а также вообще какая-н. большая территория Земли (высок.). Родная земля.  Чужие земли.

7)      Территория с угодьями, находящаяся в чьём-н. владении, пользовании. Собственность на землю. Аренда земли.      

 

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке

ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

закУпорить    / началсЯ   / знАмение   / украИнский  / черпАть

5.В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1)Сегодня источником ИНФОРМАЦИИ является, кроме всего прочего, Интернет.

2)Ещё более увлекало меня пение хора, ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ культура которого стоя­ла на исключительной высоте.

3)Огурцы были какие-то невкусные, ВОДНЫЕ.

4)Князь Андрей начал излагать операционный план предполагаемой КАМПАНИИ.

6.В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

 до ПОЛУТОРА тонн               опытные  БУХГАЛТЕРА 

СЕМЬЮСТАМИ рублями       ЛЯЖЬТЕ на коврик 

 пара ТУФЕЛЬ

7.Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ГРАММАТИЧЕСКИЕ   ОШИБКИ

А)  Свалившись с размаху в озеро, мне стало стыдно за свою неуклюжесть.

1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б) Благодаря умелых действий пожарных возгорание удалось погасить в считанные ми­нуты

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

 

В) Ознакомьтесь со списком учеников, успешно сдавшими экзамен по русскому языку.

3) нарушение в построении предложения с

несогласованным приложением

 

Г) Все, кто были на спектакле, остались довольны постановкой.

4) ошибка в построении предложения с однородными членами.

Д) О поэме А.Блока «Двенадцати» споры не утихают до сих пор.

5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Е) Петя сказал, что я не согласен с твоим мнением.

6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

 

7) неправильное построение предложения с косвенной речью

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами: А Б В Г Д Е

8.Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

б..лкон                          произр..стать                   тр...вога        

  насл..ждение               зам..рающий  

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

под..тожить, мед..институт

пр..держивать, пр..ступить (закон)

бе..почвенный, ра..бирательство

пре..писание, по..ползти

и..держки, не..говорчивый

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

   заноч..ватъ                    сторож..вой               настойч..вый 

претерп..вая                     фланел..вый

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

выкач..нный(воздух)       засмотр..шься         прикле..вший    омыва..мый                             обид..тся

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется РАЗДЕЛЬНО.

Раскройте скобки и выпишите это слово.

Ему  не  хватает опытности  и  (не)достает  терпения.

На (не)болышой, но очень светлой веранде нас ждала вся семья Никитиных.

Мой попутчик (не)вольно стал прислушиваться к нашему разговору.

(Не)использованные бланки были уничтожены в присутствии членов комиссии.

Комната была (не)освещена, поэтому трудно было различать лица сидящих напротив людей.

13.  Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

ВРЯД(ЛИ) мы увидим КОГДА(НИБУДЬ) более таинственную реку, чем эта.

В ТО(ЖЕ) самое время послышался грохот, КАК(БУДТО) над домом пронёсся бомбар­дировщик.

Филин днём плохо видит и (ПО)ЭТОМУ прячется, а (В)ТЕЧЕНИЕ ночи охотится.

(ЗА)ТЕМ начал он слегка поворачивать и (НА)КОНЕЦ выворотил телегу совершенно набок.

Воспитательное значение художественной литературы огромно, (ПО)ТОМУ что она действует на мысли человека ТАК(ЖЕ) сильно, как и на чувства.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Плете(1)ые из ивняка корзины были хорошо просуше(2)ы и сложе(3)ы в доме, недавно построе(4)ом из листве(5)ицы.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых  нужно поставить ОДНУ запятую.

1) То мысли то воспоминания то мечты крутились в его голове.

2) На станциях и на вокзале контролёры и охранники проверяли проездные документы у каждого пассажира.

3) Речь эта произвела не только сильное впечатление но и волнение.

4) Отъезжающие неторопливо шли на посадку с чемоданами или объёмными сумками.

5) Темнота раннего утра скрывала и площадку на берегу и полотняный посёлок из палаток и самих людей.

 

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

«Орёл» наконец пошёл (1) ускоряя ход (2) и (3) вскоре догнав эскадру (4) занял своё место в строю боевых кораблей.

17.  Расставьте знаки препинания:укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

  «Осенний день в Сокольниках» – единственная (1) по всей видимости (2) картина Левитана, в которой присутствует человек. Это пейзаж, где серая осень (3) поистине (4) оживает.

18.  Расставьте знаки препинания:укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Картины художника Кипренского (1) величайший (2) дар импровизации (3) которого покорял и восхищал современников (4) продолжают волновать и сегодня.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Я зачитался до того (1) что (2) когда услыхал звонок колокольчика на парадном крыльце (3) то не сразу понял (4) кто это звонит (5) и зачем.

Прочитайте текст и выполните задания 20–25.

  (1)0тбряцал доспехами День защитника Отечества, отбабахало пробочными салютами шампанско-цветочное 8 марта. (2)Отговорили мы тосты, отдарили подарки, отсмеялись, отрадовались. (З)Всё. (4)Праздники кончились. (5)Теперь до мая будет тянуться слякотное и серое окончание зимы. (6)По её кончине робкой девушкой войдёт в промозглую, талую нашу горницу весна; холодным ещё, стылым покрывалом накроет чёрные голые ветви деревьев, пепельную прошлогоднюю траву, сор и грязь раскисших парков и скверов. (7)Грустно и уныло будет кругом.

   (8)Не очень весёлые недели предстоят нам. (9)Тем более, по прогнозам синоптиков, весна в этом году будет поздняя и не тёплая. (10)Можно смириться и принять — так, дескать, было всегда: делу время, потехе — час, на то они и праздники, чтобы быстро заканчиваться.

(11)А смирившись и приняв невесёлую эту реальность, опять нырнуть в повседневность, отло­жить радость и ощущение полноты жизни до следующих официальных праздников.

(12)На этот  раз — майских. (13) Многие так живут. (14)Да почти все. (15)Особенно сейчас, ко­гда не то что жить, просто выживать становится всё труднее. (16)А многие и этих, официаль­ных, уже не замечают — не до них, не до веселья. (17)«Хлеб наш насущный даждь нам днесь...»

(18)Впрочем, всё это о празднествах календарных, заявленных. (19)И, повторюсь, с внут­ренними, в душе располагающимися, они не всегда совпадают. (20)Хемингуэй писал о Париже: «Праздник, который всегда с тобой». (21)Носимый в сердце, дарящий радость, счастье, доволь­ство. (22)Но разве обязателен для таких ощущений Париж?

(23)Был у меня приятель. (24)Он свой праздник носил в душе постоянно. (25)Всегда при­ветлив, улыбчив, доброжелателен, радостен. (26)Даже, бывало, когда белый свет не мил.

    (27) Даже   после сумасшедшего редакционного дня, когда еле ноги домой волочишь.

(28)Светлый  был парень, искрящийся весь, словно мёд на просвет против солнца. (29)3анимала меня в нём эта черта, необъяснимой казалась. (30)Однажды не выдержал, спросил.

(31)— А у меня, — говорит, — напротив балкона три сосны растут. (32)Утром их жёлтые стволы заря розовым светом пропитывает, насыщает так, что они прозрачными кажутся. (33)Ну будто спелый ананас — вот-вот сок брызнет. (34)И тёмная зелень кроны, и небо, уже не окрашен­ное зарёй, а чистое, голубое, высокое... (З5)Красотища — дух захватывает, плакать хочется, как красиво. (З6)Вот я с утра пару минут полюбуюсь и на целый день заряд оптимизма получаю...

(37) — А если пасмурно или в темноте встать придётся? — спрашиваю.

(38) —Глаза закрою и увижу. (З9)Главное — захотеть. (40)Когда в командировке окажусь или на отдыхе, обязательно ищу, на что с утра полюбоваться. (41)Красота повсюду вокруг нас разлита. (42)Захочешь — увидишь. (43)Захотеть главное.

    (44)С тех пор мне часто доводилось прибегать к этому совету. (45)И каждый раз получа­лось. (46)Начинался праздник и в душе, и в сердце. (47)И жизнь светлей и радостней казалась, несмотря на слякоть и серость в природе. (48)Попробуйте и вы, читатель, вдруг и вам совет этот поможет дожить с хорошим настроением до следующих официальных праздников. (49)Всего-то и нужно, не забыть посмотреть вокруг.                                                                                            (По М. Беляту)

20. Какое утверждение НЕ соответствует содержанию текста?

1) Жить в наше время интересно и радостно и в праздники, и в будни.

2) Многие в наше время не замечают красных дней календаря, забывают о них.

3) Товарищ автора взял за правило ежедневно получать заряд оптимизма, любуясь кра­сотами природы, чтобы весь день радоваться жизни.

4) Чтобы праздник.был в душе и в сердце, надо не забывать почаще смотреть вокруг и видеть в окружающем мире проявления красоты.

21.   Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.

1)   Предложение 28 представляет собой описание человека.

2)   Предложения 19-22 содержат повествование.

3)   В предложениях 8-16 содержится повествование.

4)    В первом абзаце представлено повествование с элементами описания.

5)    В последнем абзаце представлено рассуждение.

22. Из предложений 31–35 выпишите фразеологизм.

23.  Среди предложений 40-46 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помо­щи лексического повтора. Напишите его номер.

24.  Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20–23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

 

  «Михаилу Беляту удаётся убедить читателя в том, что не следует унывать и что в душе у каждого должен быть свой ежедневный праздник, в частности, с помощью та­ких приёмов, как___(предложения 12-14 ) и      ___(предложения 1,2). А используя   такие тропы, как___(пепельную траву, раскисших парков и скверов в предложении  6, светлый, искрящийся парень в предложении 28) и ____«весна — «робкая девушка»  в предложении 6, «парень, искрящийся весь, словно мёд на просвет против солнца» в предложении 28, автор текста поднимается до уровня высокохудожественного описа­ния, которое никого не оставит равнодушным». Список терминов:

1)  парцелляция

2)  градация

3)  сравнительные обороты

4)  книжная лексика

5)  разговорная лексика

6)  вопросительные предложения

7)  эпитеты

8)  диалектизмы

9)  цитирование

 

Тренировочная работа по русскому языку №2 в формате ЕГЭ

Вариант  2

 

Прочитайте текст.

 

В настоящее время в деловом мире признана важность решения проблемы защиты компьютерных данных. Громкие процессы, связанные с проникновением злоумышленников в корпоративные компьютерные системы, привлекли пристальное внимание не только специалистов в области компьютерной обработки данных, но и директоров компаний.  (…) руководители компаний  поняли, что с пуском в эксплуатацию каждой новой компьютерной системы, имеющей выход в глобальную компьютерную сеть Интернет, они рискуют распахнуть перед различными злоумышленниками окно, через которое те могут беспрепятственно проникать в секретные материалы компании и наносить существенный материальный ущерб.

1.             В каких из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1)             Важность решения проблемы защиты компьютерных данных признана всеми специалистами в области компьютерной обработки данных.

2)             Громкие процессы, связанные с проникновением злоумышленников в корпоративные компьютерные системы, поразили директоров компаний и заставили их действовать.

3)             Директора компаний поняли, что каждая новая компьютерная система, связанная с сетью Интернет, должна быть защищена от проникновения злоумышленников во избежание информационного и материального ущерба.

4)             По признанию специалистов в области компьютерной обработки данных, злоумышленники наносят существенный материальный ущерб различным компаниям, имеющим выход в глобальную компьютерную сеть Интернет.

5)             Всякая новая компьютерная система, связанная с Интернетом, осознали руководители компаний, должна быть защищена от проникновения злоумышленников во избежание информационного и материального ущерба.

 

Ответ_______________          

2.    Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.

наконец

потому что

хотя

однако

это

Ответ_______________

3.    Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ВРЕМЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведенном фрагменте словарной статьи.

ВРЕМЯ, -мени; мн. времена, -мён, -менам; ср.

1. Основная (наряду с пространством)форма существования бесконечно развивающейся материи. Бесконечность пространства и времени. Вне пространства и времени нет движения материи. //
2. Отрезок, промежуток в последовательной смене минут, часов, дней, лет и т.п. Отрезок времени. Уделять много времени учёбе.

3. мн.: времена, -мён.
Период, эпоха (в жизни человечества, какого-л. народа, государства, общества и т.п.). Военное в. Новое, старое в. Былые времена. Во времена Петра Первого. Связь времён. 

4. Категория глагола, относящая действие посредством специальных форм в план настоящего, прошлого или будущего. Настоящее, прошедшее, будущее в. Глаголы изменяются по временам. 


Ответ______________________________ 

4.    В каком словеВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

1)      звОним

2)      Оптовый

3)      нАчал

4)      цЕмент

Ответ________________________________

5.    В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1)      На месте ВОДНОЙ глади часто возникает грязная болотная трясина, которая постепенно зарастает лесом.

2)      Со временем ВОДНАЯ поверхность озера становится зеленоватой или красноватой: в ней поселяются мириады клеток микроводорослей.

3)      Незнакомец подарил мне букетик лиловых цветов с ВОДНЫМИ стеблями.

4)      ВОДНЫЙ стадион — гордость района и излюбленное место горожан, куда они приходят семьями в выходные дни.

Ответ__________________________

6.    В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1)      четырьмястами рублями

2)      полощущий бельё

3)      много вишен

4)      более выше

Ответ________________________ 

7.    Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Поднявшись на смотровую площадку, открывается чудесный вид на Москву.

Б) Все, кто рано начинает учить иностранный язык, овладевает им в совершенстве.

В) Благодаря современных технологий ученые исследовали глубины озера и нашли под илистым дном  богатейшие залежи нефти.

Г) Осуждая своих современников, М.Ю. Лермонтов пишет о том, что я печально смотрю на своё поколенье. 

Д) Образ поэта-пророка, созданные Пушкиным, определял и его собственную жизнь.

 

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

1)неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

4) ошибка в построении предложения с однородными членами

5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

7) неправильное построение предложения с косвенной речью

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

8.    Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

1)      ст_рожевой

2)      к_лыхаясь

3)      распол_жение

4)      г _рячий

Ответ______________________  

9.    Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

1)        пр_увеличивать, пр_одолеть

2)        бе_дарно,  ра_шифровать

3)        о_далённый,  на_пиленный

4)        из_мать, дез_нформация

Ответ________________

10.         Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

А. ключ…вой

Б. одол…вать

В. кра…шек

Г. подраг…вать

Ответ________________________ 

11.         Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

1)   рокоч_шь

2)   наточ_шь

3)   тревож_шься

4)   раздел_шь

5)   немысл_мый

Ответ________________________

12.         Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

К этому времени из отдела кадров прислали замену (не)допущенной в рейс команде.

Бланк с фотографией был (не)заполнен.

Ни одна собака в мире (не)считает обыкновенную преданность чем-то необычным.

(Не)сильный, но очень холодный ветер косо гнал сухие снежинки.

Захар прошел мимо, (не)повернув головы в мою сторону.

Ответ____________________ 

13.         Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Я человек небогатый; дела мои расстроены, да и к ТОМУ(ЖЕ) мне наскучило кочевать с места на место (В)ТЕЧЕНИЕ целого года.

По некоторым мелочам, ПО(ТОМУ), например, как оба они (В) МЕСТЕ варили кофе, я мог заключить, что живут они мирно, благополучно и что они рады гостю.

Выражение лица у неё было такое, словно она готова (ТОТ)ЧАС заплакать, (НЕ)СМОТРЯ на то что новости были очень хорошие.

(В)СКОРЕ Степан привезёт почту, а ТАК(ЖЕ) продукты.

Ответ____________________ 

14.         Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.

По мнению М.Ю. Лермонтова, ярко одарё(1)ая личность в кругу ничтожеств обрече(2)а на непонимание и одиночество, а если ведёт себя соответстве(3)о «нормам» этого общества, то и на постепе(4)ое самоуничтожение.

Ответ_______________ 

15.         Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1)      В гуашевой живописи преимущество имеют плоские и круглые кисти.

2)      Я вынул из ящика стола тяжёлые списки романа и черновые тетради и начал их жечь.

3)      Сердце то вдруг задрожит и забьётся то безвозвратно тонет в воспоминаниях.

4)      Можно любить родник или тропинку тихое озеро или густой лес синюю ночь или светлое утро.

5)      В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы можем найти как сходства так и различия.

16.         Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые

Образованный на речке (1) пруд (2) по диагонали пересекавший усадьбу Абрамцево (3) явился естественной границей двора с хозяйственными постройками и парка (4) раскинувшегося к юго-востоку от усадебного дома.

Ответ______________

17.         Расставьте знаки препинания:укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Память о том, как принял его первую книгу В.Г. Белинский, осталась с Ф.М. Достоевским (1) видимо (2) навсегда. Писатель всегда (3) исключительно (4) с благодарностью вспоминал о восторженном признании его таланта известным критиком.

18.         Расставьте знаки препинания:укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

В тот день мы завтракали втроём (1) и (2) когда подали вишневый кисель (3) сестра капризно сказала (4) что десерт сегодня невкусный.

Ответ_______________________

19.         Расставьте знаки препинания:укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Рядом с нами робко шевелились тени (1) и мне казалось (2) что сюда из прошлого несмело пришли (3) некогда жившие здесь люди (4) чтобы погреться у огня и рассказать о своей жизни.

Ответ____________________  

 

Прочитайте текст и выполните задания 20-25.

 

(1)Природа никогда не создаёт шума. (2)Она учит человека величию в тишине. (3)Молчит солнце. (4)Беззвучно разворачивается перед нами звёздное небо. (5)Мало и редко слышим мы что-либо из «сердцевины земли». (6)Милостиво и блаженно покоятся царственные горы. (7)Даже море способно к «глубокой тишине». (8)Самое великое в природе, то, что определяет и решает как таковую нашу судьбу, происходит бесшумно...

 

(9)А человек шумит. (10)0н шумит спозаранку и допоздна, преднамеренно и непреднамеренно, работая и развлекаясь. (11)И этот шум никак не соотносится с достигаемым благодаря ему результатом. (12)Так и хочется сказать, что шум составляет «привилегию» человека в мире, ибо всё, что природа даёт нашему слуху, — это таинственный и многозначительный звук, а не назойливый и пустой шум. (13)Поражённые и захваченные, стоим мы, когда свой голос поднимает гром, вулкан или ураган, и внимаем этому голосу, который вознамерился сказать нам нечто величественное. (14)Рокот Рейнского водопада или моря, обвалы горной лавины, шёпот леса, журчанье ручья, пение соловья мы слышим не как шум, а как речь или песню родственных нам, но таинственных сил. (15)Грохот трамваев, треск и шипение фабрик, рёв мотоциклов, визг тормозящих автомобилей, хлопанье кнута, отбивание косы, резкие звуки мусорных машин и, ах, так часто... рёв радио — это шум, докучливый шум, так ничтожно мало значащий в духовном смысле. (16)Шум присутствует везде, где звук мало значит или вовсе ничего не значит, где громыхание, свистение, жужжание, гудение, рёв, проникая в человека, мало что дают ему. (17)Шум — дерзкий и разочаровывающий, кичливый и пустой, самоуверенный и поверхностный, беспощадный и лживый. (18)Можно привыкнуть к шуму, но никогда нельзя им наслаждаться. (19)Он не таит в себе ничего духовного. (20)Он «говорит», не имея что сказать. (21)Поэтому всякое плохое искусство, всякая глупая речь, всякая пустая книга — шум.

(22)При этом шум возникает из духовного «ничто» и растворяется в духовном «ничто». (23)Он выманивает человека из его духовного убежища, из его сосредоточенности, раздражает его, связывает, так что тот живёт уже не духовной, а исключительно внешней жизнью. (24)Говоря языком современной психологии, он прививает человеку «экстравертную установку», ничем не возмещая ему это. (25)Примерно так: «Приветствую тебя, человек!.. (26)Послушай-ка! (27)Впрочем, мне нечего тебе сказать!..»

(28)И снова... (29)И снова... (30)Бедный человек подвергается нападкам и даже не может отразить нападающего: «Если тебе нечего сказать, оставь меня в покое». (31)И чем больше человек захвачен шумом, тем привычнее для его души внимание к чисто внешнему. (32)Благодаря шуму внешний мир делается значимым. (33)Он оглушает человека, поглощает его. (34)Шум, так сказать, «ослепляет» восприятие, и человек становится духовно «глух».

(35)Шум перекрывает всё: во внешнем — пение мира, откровение природы, вдохновение от космического безмолвия. (36)Во внутреннем — возникновение слова, рождение мелодии, отдохновение души, покой разума. (37)Потому что воистину, где нет тишины, там нет покоя. (38)Где шумит ничтожное, там смолкает Вечное.

(39)Робка также и муза. (40)Как легко спугнуть её шумом!.. (41)Нежна её сущность, голос её нежен. (42)А шум — дерзкий парень. (43)Ничего не знает этот грубиян о таинственной изначальной мелодии, которая поднимается из колодца души, иногда вопрошая, иногда взывая, иногда вздыхая. (44)Он вытесняет эту мелодию из земной жизни и земной музыки...

(45)От этого бедствия я не знаю утешения. (46)Есть только одно: побороть шум...

(По И. Ильину*)

*Иван Александрович Ильин (1882—1954) — известный русский философ, правовед,
литературный критик, публицист.

20.         Какие из  высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номер ответа.

1)             Если постараться, то к шуму можно привыкнуть, и он даже понравится.

2)             Можно привыкнуть к шуму, но никогда нельзя им наслаждаться.

3)             Шум позволяет человеку общаться с внешним миром, не замыкаясь в себе.

4)             Рокот моря, звуки горных обвалов или визг автомобильных шин — всё это докучливый шум, мало что дающий человеку.

5)             Производить шум — «привилегия» человека, тогда как природа создает таинственные и величественные звуки.

21.         Какие  из перечисленных утверждений является ошибочным? Укажите номер ответа.

1)   21 предложение текста является выводом рассуждения, представленного в предложениях 18—20.

2)   В предложении 22—27 представлено повествование.

3)   Предложения 16—21 содержат рассуждение и описание.

4)   В предложениях 35—37 представлено описание.

Ответ_______________________

22.         Из предложений 9-12 выпишите  контекстные антонимы.

Ответ______________________________ 

23.         Среди предложений 39—44 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи указательного местоимения и контекстного синонима. Напишите номер этого предложения.

Ответ__________________

24.         Известный философ И. Ильин использует в размышлениях такой троп, как _______ (предложение 42). Противопоставляя ________ (предложения 14 и 15), Ильин выявляет своё отношение к шуму, способному прогнать и музу, которая изображена с помощью такого приёма, как _______ (предложение 41). ___________ («экстравертная установка» в предложении 24) помогает дополнить отношение автора к шуму.

Список терминов:

1)      риторический вопрос

2)      ряды однородных членов

3)      лексический повтор

4)      термин

5)      эпитеты

6)      олицетворение

7)      цитирование

8)      сравнительный оборот

9)      риторическое восклицание

Ответ


Тренировочная работа по русскому языку №2 в формате ЕГЭ

Вариант  3

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

 (1)Известно, что в предпушкинскую эпоху звукопись являлась утонченным стилистическим приемом и использовалась только при описании «высоких» образов, красоты природы, возвышенных чувств. (2)Пушкин расширил диапазон художественного использования звукописи, включив в него все лексические богатства языка, в том числе просторечие (разговорную речь городского населения: части духовенства, мелкого и среднего чиновничества, духовенства, разночинной интеллигенции, мещанства) и язык народных песен, былин, сказок. (3) <…> так Пушкин в своем творчестве добился единства слова и образа, в его поэзии художественная форма никогда не вступала в противоречие с содержанием, ибо настоящий художник никогда не допустит, чтобы красивые звуки затеняли или обедняли мысль, содержание.

1.        В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1) Пушкинская поэзия благодаря расширению диапазона использования звукописи достигла совершенства: в ней едины форма и содержание, в ней слились образ и звук.

2) Пушкин расширил диапазон использования звукописи, включив в неё всё лексическое богатство русского языка.

3) В предпушкинскую эпоху звукопись являлась утонченным стилистическим приемом и использовалась при описании «высоких образов» и чувств.

4) Настоящий поэт всегда следит только за благозвучием своей поэзии.

5) Пушкин в своём творчестве добился единства слова и образа, расширив диапазон художественного использования звукописи за счёт включения в него всего лексического богатства русского языка.

 

2.        Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.

  Наоборот,                   Например,

  Однако                        Именно            Поэтому

 

3.        Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЯЗЫК. Определите значение, в котором это слово употреблено в втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

                    ЯЗЫ́К (язы́ка книжн. устар., только в 3, 4  знач.), м.

1. Орган в полости рта в виде подвижного мягкого выроста, являющийся органом вкуса, а у человека способствующий также образованию звуков речи. Коровий язык. Больно прикусить язык. Лизать языком. Показать язык кому-н. «Язык не лопатка, знает что сладко. «Поговорка. «И он к устам моим приник, и вырвал грешный мой язык.» Пушкин. «Языком играл сигналики, песни пел — такие хватские. «Некрасов.|| Кушанье из языка животных. Язык с картофельным пюре. Копченый язык.

2. только ед. Способность говорить, выражать словесно свои мысли, речь. «Голос мой не задрожит, и язык не отнялся.» Пушкин. «Она без языка лежит, руками объясняется.» Тургенев. Лишиться языка. Владеть языком. Язык — один из признаков, отличающих человека от животных. «Язык до Киева доведет.» Пословица.

3. Система словесного выражения мыслей, обладающая определенным звуковым и грамматическим строем и служащая средством общения в человеческом обществе. «Язык есть важнейшее средство человеческого общения…» Ленин.  «…Национальная общность немыслима без общего языка…» Сталин. «О, великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!» Тургенев. «На всех языках говорит.» Лермонтов. Родной язык. Славянские языки. Национальные языки. Древние языки(преимущ. о греческом и латинском). Новые языки (современные западноевропейские). Живой язык ). Мертвый язык (см. мертвый). Изучать языки. История русского языка.

4. Разновидность речи, обладающая теми или иными характерными признаками. Литературный язык. Разговорный язык. Профессиональные языки. Газетный язык. Поэтический язык. Воровской язык.

5. только ед. Словесно выраженная мысль, речь того или иного содержания. «Правдив и свободен их (волхвов) вещий язык.» Пушкин. У него злой язык. Острый язык. Лживый язык. Туманный язык.

 

4.        В  одном  из  приведённых  ниже  слов  допущена  ошибка  в  постановке

ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.

Выпишите это слово

бАнты

ненадОлго

повтОренный

щЁлкать

давнИшний


5.        В одном из приведённых ниже предложений  выделенное слово употреблено неверно? Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Возникновению многих болезней способствует и ПРАЗДНИЧНЫЙ образ жизни.

ТЕХНИЧЕСКИЕ факультеты нашего университета готовят прекрасных специалистов.

СКРЫТЫЕ камеры устанавливают сейчас на подъездах многих домов.

Кое-где во мху БОЛОТНЫЙ запах был очень силён.

Для выпечки этого сорта хлеба бралась только ОТБОРНАЯ пшеница

 

6.        В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

об аэропорте

 бдительные сторожи

  зажжет свечу

 трехсот шестидесяти девяти учеников школы

лягте на пол

 

7.        Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А)Связь с будущими декабристами:                      1)Ошибка в построении предложения      

Пестелем, Орловым и другими, несомненно,                   с причастным оборотом.

 оказали огромное влияние на Пушкина.             2)Употребление лишнего слова(плеоназм).

Б)Покатавшись на коньках, болят ноги.                3)Нарушение связи между подлежащим и

В)Горная цепь тянется с востока на запад,                             сказуемым.

состоящая из множества хребтов.                          4) Ошибка в построении предложения с

Г) Эта книга научила меня честности,                                    деепричастным оборотом.

 смелости и уважать друзей.                                   5)Ошибка в построении предложения с

Д) Она приближалась ближе.                                             однородными членами.

                                                                                    6)Ошибка  в построении сложного        

                                                                                                         предложения.

                                                                                      7) Смешение прямой и косвенной речи.

 

8.        Определите слово, в котором пропущена безударная  непроверяемая  гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

К..тастрофа

К..сательная

Зап..х

Расст..лается

Отр..стать

9.        Определите ряд, в котором в обоих словах  пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр..милый, пр..возмочь

бе..помощный, в..дохнуть

пр..дедушка, с..гласие

По..солнечник, о..бросить

Пр..дыстория, пр..открыть

10.    Выпишите слово, в котором на месте  пишется  буква И.

 ливн..вый                                

 наде..лся

 погор..вать                               

 находч..вость

 рул..вой

11.    Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

   мел..шь

   несмолка..мый            

   толка..шь

   слыш..мый               

  обурева..мый

12.    Определите предложение , в котором  НЕ со словом пишется раздельно?

 1. (Не)кого было спросить, как проехать к концертному залу.

  2.В последние годы (не)измеримо увеличились наши знания об Атлантиде.

  3.Вдали показались (не)высокий дом и двор, обнесённый забором.

4. (Не)счастье обеспечивает успех на экзамене, а хорошее знание предмета.

5.Старая усадьба стояла на (не)высоком холме.

 

13.    Определите  предложение, в котором оба  выделенных слова  пишутся раздельно?

1.Павел Петрович (НЕ)РАЗ помогал своему брату, когда тот мучился, придумывая, КАК(БЫ) извернуться и найти недостающую сумму.

 2.(ПО)НАЧАЛУ романа молодого писателя трудно было судить о таланте автора, однако (В)ПОСЛЕДСТВИИ читатели оценили его произведение по достоинству.

3. (ПО)НАЧАЛУ казалось, что слова Кирилла на летучке не произвели никакого впечатления, но (В)СКОРЕ обнаружилось, что весь отдел обсуждает его выступление.

4.Лес спит молча, неподвижно, (КАК)БУДТО всматривается КУДА(ТО) своими верхушками.

  5.Студент выбрал эту тему реферата, ЧТО(БЫ) лучше узнать историю музыки, и (В)ТЕЧЕНИЕ месяца изучал полученные в библиотеке книги.

 

14.    Укажите  все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

    Хрупкий точё(1)ый силуэт изображённой на картине девушки особе(2)о выделяется на фоне белё(3)ой стены, по которой бегут перламутровые тени.

 

15.    Расставьте знаки препинания,   укажите  номера   предложений,    в    которых    нужно    поставить    одну    запятую. 

1)   Обобщающие слова должны стоять перед однородными членами или после них.

2)  Для праздничной иллюминации использовались как электрические гирлянды так и фонари.

3)  Ночью ветер злится да стучит в окно.

4)  Хороший специалист опирается на фундаментальные знания и умение трудиться.

5. Литературе нужны не только талантливые писатели  но и талантливые читатели.

 

16.    Расставьте знаки препинания.Укажите все   цифры,   на   месте   которых   в  предложении должны стоять запятые.

    Сад (1) всё больше редея и переходя в настоящий луг (2) спускался к(3) поросшей зелёным камышом и ивняком (4) реке.

17.    Расставьте знаки препинания,    укажите    все   цифры,   на   месте   которых   в предложениях должны стоять запятые?

    Зверей в лесу заставляет насторожиться (1) должно быть (2) даже шорох падающих    листьев.

       Очертание строившегося дома (3) казалось (4) похожим на корабль.

 

18.    Расставьте знаки препинания,    укажите    все   цифры,   на   месте   которых   в предложениях должны стоять запятые?

Типичными героями (1) за равенство и права (2) которых (3) боролся просветитель (4) оказываются женщина или ребёнок.

 

19.    Расставьте знаки препинания,    укажите    все   цифры,   на   месте   которых   в предложениях должны стоять запятые?

Люся   была   мягко   настойчива  (1)   и  (2)  хотя  вспомнить  всё  было  трудно   (3) постепенно старушка рассказала (4) как было дело.

 

Прочитайте текст и выполните задания 20-25

          (1)Лепестинья смахивает прозрачные слёзы, мне хочется пожалеть её, но она не позволяет этого и сама себя не жалеет, улыбается извинительно, шагает дальше по тропинке памяти и время от времени говорит очень важное для меня и для себя:

         (2)— Ну ладно, тогда голодуха, тяжёлое время, сироты понятно откуда брались, а теперь-то, теперь?

          (3)И я как бы выплывала из Лепестиньиной жизни в свою, и ко мне будто бы подбегали шепелявая Зина Пермякова — поёт «Очи черные, очи страстные», жалелыцица моя Анечка Невзорова, тёзка полководца Саша Суворов, Коля Урванцев, уснувший после приступа боли у меня на коленях, брат и сестра Миша и Зоя Тузиковы, которых ни за что нельзя разлучать, и Женечка Андронова, и Костя Морозов, и Лёня Савич, и все-все-все.

          (4)Простой Лепестиньин вопрос, который она повторяла то и дело, вызывал во мне смутную, необъяснимую тоску. (5)Ведь я знала ответ на этот вопрос, про каждого из ребят могла сказать, по какой причине остался он один. (б)А вот про всех сразу не могла, нет, не могла твёрдо и уверенно ответить, что дело обстоит так-то и так-то. (7)Что суть проблемы кроется в том-то и том-то.

          (8)— Тогда — голод, — тогда — трудности, тогда — война. (9)Но теперь- то? (Ю)Не голод, не война. (Н)Нетрудно, в общем, жить. (12)И что? (13)Дети без родителей — вот они, у меня за плечом. (14)И я еду вызнавать подробности. (15)Выяснять, как и чем мы должны помочь. (16)Мы не матери и отцы, а всего только учителя.

           (17)Вопрос Лепестиньин правомерен, да, правомерен. (18) Мне понятно, почему Дзержинский, воевавший с бандитами и врагами, занялся беспризорниками. (19)Понятна слава Макаренко с его колонией. (20)Понятно сиротство страшной войны, когда я ещё даже не родилась, — это мне всё понятно.

        (21)Непонятно, почему сироты есть теперь.

        (22)Катастрофы, беды, смерти — это осознать можно, без них мира нет. (23)Но сиротство — оно непостижимо, потому что так просто: детям — всем детям! — нужны родители. (24)Если даже их нет.

              (25)— Хочу посмотреть нынешний детдом, - отвлекалась от своего рассказа Лепестинья. — (26)Небось, совсем другое дело! (27)И вдруг сказала: «Всю жизнь ребёночка иметь хотела, да Бог не дал! (28)А кому не надо — даёт!» (29)Толкнула меня легонько локтем. (30)— Отдай-ка мне одного, а, девка?

          (31)3амечали ли вы, что порой совершенно непонятным образом, неизвестно как и почему вы предполагаете дальнейший ход событий, и события поворачиваются именно так, как вы думали. (32)Человек говорит слова, которые вы от него ждёте. (ЗЗ)Или вы входите в дом и встречаете там обстановку, которая когда-то именно такой вам и представлялась.

                 (34)Отчего это? (35)Почему? (Зб)Может, и впрямь в воздухе движутся какие-то волны, передающие не только знания, но и чувства, мысли, даже намерения? (37)И есть что-то таинственное в передвижении этих частиц, преодолевающих не только расстояние, но и время.                           (По А. Лиханову*)

* Альберт Анатольевич Лиханов (род. в 1935 г.) — детский и юношеский писатель, президент Международной ассоциации детских фондов, директор Научно-исследовательского института детства.

 

20.    Какие из  высказываний не соответствуют содержанию текста?

1)            Рассказчица едет «вызнавать подробности» жизни ребенка в семье.

2)     Человек ждет от собеседника именно тех слов.

3)     Лепестинья не жалеет детдомовцев.

4)     Рассказчица знает о том, как каждый её воспитанник оказался в детском доме.

5)     Сейчас много детей отправляют в детдом, потому что тяжелые времена настали.

 

21.    Какие из перечисленных утверждений являются ошибочным? Укажите номера ответов.

1)           Предложения 5-7 объясняют содержание предложения 4.

2)     Предложения 17-21 содержат рассуждение.

3)     Предложение 23 противопоставлено по содержанию предложению 22.

4)     Предложения 34-37 включают повествование.

5)     Предложения 25-30 содержат описание человека.

 

22.    Из  предложений 18-23 выпишите  лексический повтор.

 

23.    Среди предложений 2-7 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью союза и личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

 

24.    Прочитайте фрагмент рецензии, составленный на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания 20-23.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на месте пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

  «Поднимая одну из важнейших проблем, которая никого не может оставить равнодушным, автор пытается разобраться в причинах её возникновения, доверяя своим персонажам высказать серьёзные размышления. Чтобы акцентировать внимание  читателей  на  проблеме  и  подчеркнуть  её  остроту,   автор  использует приёмы: _______________          (предложение 8), _______  (предложения 8—9, 10, 11; 18, 19),           («понятно*  в  предложениях  18,  20,  «правомерен»  в предложении 17), а также синтаксическое средство ________(в предложении 3)».

Список терминов:

1)    лексический повтор

2)    фразеологизм

3)    литота

4)    парцелляция

5)    ирония

6)    противопоставление

7)    синтаксический параллелизм

8)    ряд однородных членов

9)    эпитет

Ответ

А

Б

В

Г

 

 

 

 

А

Б

В

Г