Направления итогового сочинения

в 2016- 2017 учебном году

1. «Разум и чувство».  Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности. Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.

2. «Честь и бесчестие». В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия. Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности.

3. «Победа и поражение». Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами. В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях.

4.  «Опыт и ошибки». В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта. Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.

5. «Дружба и вражда». Направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними. Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот, с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду.

 

Даты проведения итогового сочинения

7 декабря 2016.
1 февраля 2017.
3 мая 2017.

Материалы для подготовки к итоговому сочинению

Направление «Разум и чувство».

Афоризмы и высказывания

известных людей


Темы домашнего сочинения

     1. Что случится, если у человека «ум с сердцем не в ладу»?        

     2. Чему отдают предпочтение герои русской литературы – разуму или чувству?

     3. Когда и как спорят чувства с разумом?

     4. По мнению Паскаля, сердце имеет разум. Согласны ли вы этим утверждением?

     5. Согласны ли вы с мнением М.М.Пришвина: «Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, и есть разум, охлаждающий движение чувств»?

     6. Согласны ли вы с утверждением А.С.Пушкина: «Кто жил и мыслил, тот не может в душе не презирать людей»?

 


Направление «Дружба и вражда».



Направление «Опыт и ошибки»



Направление «Честь и бесчестие»

Материал к направлению «ЧЕСТЬ и БЕСЧЕСТИЕ»
Материал к направлению «ЧЕСТЬ и БЕСЧЕСТИЕ»

Темы домашнего сочинения

1. Что значит для вас «жить по чести»?

2. Честь – качество для мужчин или женщин?

3.Честь истинная и ложная.

4. Устарело ли понятие чести?

5. Честь – лишнее бремя?

6. Кого можно назвать человеком чести?

7. Жизнь или честь – проблема выбора.

 8. По отцу и сыну честь.







 Поэма Н.В. Гоголя "Мёртвые души" в таблицах

Детали обстановки в «Обломове» И. А. Гончарова